ИсторияСтатьи

Новые факты в семейном древе царского телохранителя

Благодаря статье «Праправнук личного тело­хранителя царя Николая II живёт в Геленджике», опубликованной в «Прибое» 31 мая, в семье геленджикского школьника Тиграна Бадояна появился новый родственник, а в его исследовании открылись новые горизонты.

Неожиданный родственник

«В день публикации статьи на электронную почту пришло письмо, – делится руководитель проекта Тиграна Сергей Анатольевич Демченко. – В сообщении был вопрос, откуда у нас фотография казачьей семьи и кем нам доводится казак Лука Сокол? В семейном альбоме автора письма оказалась точно такая же фотография!».

«Александр, так зовут моего нового родственника, – продолжает рассказ Тигран, – в тот же день приехал в гости к моей бабушке. Если сперва у нас были сомнения в части родства, то, когда встретились лично, они в момент развеялись. Так получилось, что Александр – мой четвероюродный брат, о существовании которого мои родные даже не догадывались. Он рассказал, что наша фотография гораздо старше, чем мы предполагали, и мальчик на ней не мой прапрадед Михаил, а Алексей, его старший родной брат. На нашем фото, особенно на том, что прислал Александр, отчётливо видно, что супруга Луки Екатерина в «интересном» положении и только ждёт рождения Михаила. Вот такой неожиданный поворот! И ещё много нового мы узнали от нашего нового родственника. Он всерьёз занимается составлением родословной семьи, у него оказалось много новых фактов, фотографий и историй. Теперь наше исследование точно будет продолжено, ведь у нас появился новый источник информации. И всё это благодаря статье в «Прибое»!».

Брат и Николай II

– А фотография продолжала рассказывать, новой главой работы стала история мальчика с фотографии. Первоначально бабушка мне рассказывала, что на ней мой дедушка Михаил Лукич Сокол, – продолжает свой рассказ Тигран, – но после публикации мы выяснили, что на ней родной брат Михаила – Алексей. Это он смотрит на нас с фотографии.

Михаил родился спустя несколько месяцев в 1914 году в Царском Селе. Он воспитывался в казачьей среде, среди казаков. У него тоже была красивая дорогая казачья форма, сшитая на заказ, как и у его отца. Лука много раз приводил сына к себе на службу. Миша не раз лично виделся с императорской семьёй. А однажды к нему с отцом подошёл сам Николай II. Они долго разговаривали, а потом император протянул руку Михаилу, улыбнулся ему и о чём-то спросил. Отец потом, смеясь, пересказывал эту историю жене, радуясь за своего сына и гордясь им.

Переломным в судьбе мальчика стал 1917 год. Потрясения в стране, падение Российской империи… Люди, которые вчера были героями, получали награды, считались элитой вооружённых сил, вдруг в одночасье стали врагами революции. После расстрела отца для маленького Миши мир перевернулся с ног на голову. Когда Михаилу пришёл срок служить в армии, то его посчитали ненадёжным и в армию не призвали. А стать военным было его заветной мечтой! Как же он хотел носить военную форму! Тогда Михаил решился на отчаянный шаг.

В 30-е годы в СССР можно было проявить своё мужество и героизм, совершить подвиг и заслужить признание, уважение и восхищение… на Севере! Вся страна следила за спасением челюскинцев, переживала за Чкалова во время его перелёта через Северный полюс. По стране прошёл громкий клич «Комсомольцы – в Арктику!». Михаил отправился на Север, в край суровых и сильных людей.

Три месяца войны и три с половиной года ада

От отца Михаил перенял замечательное качество – быть защитником своего Отечества. В их семье это было делом чести. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже 23 июня Михаил Лукич Сокол был на призывном пункте Краснодара. Он был в первых рядах добровольцев. Он хотел защищать свою страну, бить врага, как отец и дед.

Во время одной из страшнейших вражеских атак, при защите города Армянска, Михаил Сокол попал в плен. Это произошло 27 сентября 1941 года. Боевой путь Михаила продлился всего 3 месяца. Дальше были годы плена, концентрационные лагеря, унижения и каторжный труд.

Всю войну Михаил провёл в плену, с 27 сентября 1941 года до 11 апреля 1945 года. Долгие три с половиной года.

Михаил Лукич Сокол.

Три лагеря, три побега

Из Центрального военного архива нам удалось выяснить, что за время войны он сменил три концентрационных лагеря. Это были Штатлаг-126, Освенцим и Бухенвальд. Важно отметить: причиной смены лагерей были побеги. Их было три. Каждый раз, когда Михаилу удавалось совершить побег, его ловили, наказывали – жестоко избивали.

Но его мятежный дух и свободолюбивая казачья натура не могли подчиниться вражеской воле и не давали себя победить.

Рогатули

«Моя бабушка рассказала мне, как заключённых привозили в лагерь, – говорит Тигран. — Их выгружали, как скот, из вагонов и заставляли раздеться догола. Затем они попарно брили друг друга, пока ни одного волоса не оставалось на их телах. Потом их вели к большой яме, наполненной зловонным химическим раствором. Всех окунали в него, а тех, кто отказывался нырять с головой, окунали насильно. Для этого по краям ямы фашисты стояли с длинными баграми, на концах которых были острые стальные рогатули. Их приставляли к шее тех, кто не хотел нырять, и насильно окунали. Жидкость была настолько зловонная и въедливая, что её запах ещё больше месяца не покидал всех заключённых. Ею пахло всё: одежда, еда, вода и тело…».

Крапива на губах

В концлагерях всех заключённых заставляли работать. Чтобы как-то выжить и прокормиться, Михаил собирал крапиву и съедобные коренья, сушил и прятал в потаённые места. Зимой и осенью заваривал «сушёнку» в кипятке и пил. Так он и спас свою жизнь. После войны он ещё долго не любил запах и вид крапивы. На всю жизнь он запомнил её вкус.

Казачья папаха

После освобождения из плена Михаил был отправлен в Узбекистан, затем переехал в  Новороссийск. По отзывам его знакомых, он был очень трудолюбивым. Его отличали упорство и настойчивость. В Геленджике участвовал в строительстве дельфинария. Там он руководил установкой и заливкой бассейна. В Новороссийске работал на цементном заводе, был шеф-поваром в столовой, наконец, был прекрасным бондарем.

В последние годы его жизни он часто носил казачью папаху. Откуда она появилась у Михаила Лукича, никто не знал. Говорят, что, даже когда он умер, папаха лежала с ним рядом. Так и был он похоронен вместе с ней – как казак, как сын и внук казака.

История семьи — история Родины

Вот такие истории мы узнали благодаря небольшой фотографии: истории жизни двух родственников, прапрадеда и прадеда. Удивительно было и узнать, какие разные судьбы у отца и сына. На примере исследования Тигран понял, как может история страны повлиять и на историю человека, как их судьбы взаимосвязаны. В своём исследовании он не останавливается.

Планирует продолжить собирать сведения об истории семьи. Как оказалось, в Царском Селе под Санкт-Петербургом живут ещё одни его родственники, и этим летом с бабушкой он поедет к ним знакомиться.

«Уверен, что я узнаю у них ещё много интересных фактов, увижу новые фотографии и реликвии, которые подтолкнут меня и моих родных к новым открытиям истории моей семьи, а значит, истории моей Родины!» – сказал «Прибою» Тигран.

Продолжение следует.

Александр БОЧНЕВ

Читайте также: 

Праправнук личного телохранителя царя Николая II живет в Геленджике

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"