ИсторияСтатьи

Геленджик далёкий и близкий: как появилась традиция отмечать день рождения курорта

В этом году исполняется 193 года нашему древнему и в то же время очень юному городу. Сменяются эпохи и поколения, становятся историей великие события, но всё так же возносятся над Геленджикской бухтой могучие горы, шумят вековые сосны и кедры, растут и взрослеют дети, чтобы, переняв эстафету от предков, стать будущим курорта и, как и предшественники, делать всё возможное для его развития и процветания.

Несмотря на солидный возраст, день рождения города геленджичане стали праздновать сравнительно недавно, в 2008 году. До этого отмечались только юбилейные даты, но не как самостоятельные события, а приуроченные к открытию нового курортного сезона.

Древнейшие племена Геленджика

История любого населённого пункта начинается с местности и с людей, однажды решивших на ней поселиться. Первые следы пребывания человека на берегу Геленджикской бухты относятся к каменному веку. Именно тогда древние люди, озабоченные, прежде всего, обеспечением себе минимума пропитания и относительной безопасности, основали здесь свою стоянку.

«Человек бронзового века освоил уже всю территорию современного курорта, оставив после себя интереснейшие памятники древнего зодчества – дольмены», – писал об истории нашего города на страницах «Прибоя» в 1981 году научный сотрудник Геленджикского музея М. Г. Минаев.

Затем отправившиеся более 2600 лет назад на поиски новой Родины греки основали на берегах удобной Геленджикской бухты свой город – Торик, имевший торговые связи как с центрами античного мира, так и с местными племенами аборигенов-торетов, обитавших в этой части побережья.

Тореты, зихи, касоги – так в далёком прошлом иностранцы называли черкесов, заселивших территорию нынешнего Большого Геленджика ещё более двух тысячелетий назад. Именно они дали названия многим рекам и населённым пунктам. Например, Пшада переводится с адыгейского языка как «безветрие» или «туманная местность», а хутор Джанхот до сих пор носит имя адыгейского дворянина.

«Греков сменили римляне. Их интересовали, видимо, прежде всего, стратегические достоинства бухты: удобство доставки войск и продовольствия, а также возможность организации заслона на путях придвижения воинственных варваров, настойчиво пробивавшихся через Кавказ к восточным провинциям Римской империи. В период Средневековья торговые и политические соображения привлекали сюда византийцев, генуэзцев и турок. На протяжении всего периода истории рядом с иноземцами всегда жили местные племена, создавшие своеобразную культуру и оставившие после себя многочисленные памятники археологии.

В дошедших до нас письменных источниках – сочинениях античных историков и географов – имеются упоминания о пребывании на территории нашего курорта древних греков и римлян, о местных племенах и их обычаях», – пишет Минаев.

Город, восставший из пепла

Очередная русско-турецкая война в 1829 году закончилась победой нашей страны. По Адрианопольскому мирному договору Россия получила весь Закубанский край и восточное побережье Чёрного моря со всеми существовавшими на нём турецкими укреплениями и населявшими эти земли горскими племенами. Горцы не приняли условий договора, что стало причиной начала нового этапа Кавказской войны.

Чтобы успешно освоить Причерноморье и лишить горские племена помощи со стороны Турции и её союзников, Николай I учредил план строительства Черноморской береговой линии. Укрепления и форты необходимо было сооружать в бухтах и устьях рек побережья. Одним из первых, согласно принятому плану, основали Геленджикское укрепление, которому суждено было стать основой возникновения нашего города.

Строительство началось в районе бывшего городского стадиона «Спартак» на улице Кирова и практически полностью было закончено уже к октябрю того же года. Дату освоения Геленджика в 1831 году подтверждают Большая Советская Энциклопедия 1-го и 2-го издания и физическая карта Краснодарского края.

«О том, какое значение придавало самодержавие этому стратегически важному укреплению на побережье, свидетельствует посещение в 1837 году Геленджика Николаем І, устроившим здесь смотр русских войск. Военные суда, базировавшиеся в Геленджикской бухте, должны были патрулировать побережье до Гагры», – отметила в своей статье, опубликованной на страницах газеты «Прибой» 9 июня 2001 года, бывший директор Геленджикского историко-краеведческого музея Александра Колесникова.

«С началом Крымской войны выяснилось, что русские укрепления на побережье совершенно беззащитны перед угрозой нападения на них с моря англо-французского флота. Учитывая это, русское командование приняло решение взорвать укрепления на побережье и вывести оттуда гарнизоны. 30 марта 1854 года гарнизон Геленджикской крепости под командованием генерал-майора Вагнера оставил разрушенное укрепление», – резюмирует Колесникова.

Взорванные укрепления и сожжённые жилища недолго оставались покинутыми – в скором времени их заняли горцы. Однако уже после окончания Крымской войны царское правительство решило вновь осваивать причерноморские земли и заселять их русскими людьми.

Под конец Кавказской войны на участке от Геленджикской бухты до устья реки до Туапсе появились 12 станиц, а на месте бывшего Геленджикского укрепления в 1864 году возникла и станица Геленджикская.
В честь столетнего юбилея этого события в сквере возле администрации комсомольцы заложили «капсулу времени». Её, как и положено, вскрыли спустя 50 лет, в мае 2014 года. В августе этого же года в День города на площади имени Погодина вновь заложили капсулу с посланием потомкам «Письмо в будущее». Его необходимо вскрыть ровно через 25 лет – 23 августа 2039 года в день празднования 175-й годовщины основания станицы Геленджикской.

Забытый «Наказ». История документа

Листая старые подшивки «Прибоя» при подготовке материала, мы обратили внимание на частые упоминания из некоего Наказа гражданину города Геленджика. Помимо украшающих первые полосы номеров плашек с цитатами из самого Наказа, на него ссылаются и сами жители города в своих критических статьях.

Например, возмущённый отсутствием должной охраны реликтовых пород деревьев, произрастающих на курорте, ветеран войны и труда Д. Финько пишет:
«Работа по охране зелёных памятников природы должна быть налажена. К этому каждого геленджичанина обязывает Наказ гражданину города Геленджика».

Полного текста этого Наказа в газетах за 1981 год обнаружить не удалось, зато в одном из летних выпусков, датированных 1974 годом, он нашёлся. Выяснилось, что ровно 50 лет назад городской совет депутатов трудящихся опубликовал на страницах главной газеты курорта документ, обращённый к жителям Геленджика. В этом же году небольшим тиражом в 300 экземпляров выпустили отдельную брошюру с полным текстом Наказа.

Начинается он так:

«К ТЕБЕ обращён этот Наказ, гражданин города Геленджика, к твоему разуму, сердцу, совести.
Кто б ни был ты – уроженец города или недавно поселившийся в нём, молод ты или убелён сединой, – помни повсюду, помни постоянно, что ты гражданин города Геленджика – Всесоюзного курорта, в который ежегодно приезжает более миллиона советских людей со всех концов нашей необъятной Родины!
Помни: ты живёшь на священной земле твоих дедов и отцов…»

Действительно, текст Наказа обращён к каждому геленджичанину вне зависимости от пола и возраста. Он призывает ценить убранство и красоту города, построенного руками наших предков, быть гостеприимным хозяином для тех, кто приехал в Геленджик отдохнуть, уважать чужой труд и быть неравнодушным к проблемам окружающих.

Город воинской доблести

История Геленджика включает в себя немало интересных страниц, связанных со становлением города как курорта, затем с Гражданской войной, периодом индустриализации…

Особая роль выпала Геленджику в годы Великой Отечественной войны, когда с осени 1942 года линия фронта установилась в районе цементных заводов соседнего Новороссийска. В этих условиях наш город и его посёлки имели большое значение для ведения боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками на самом левом фланге фронта.

В этот период Геленджик и его окрестности стали ближайшим тылом 47-й армии и 18-й десантной армии, передовой базой Черноморского флота. Город жил напряжённой жизнью военного времени: ежедневно отсюда уходили на боевые задания сотни самолётов и торпедные катера, здесь сосредотачивалось и переформировывалось большое количество войсковых частей, ремонтировалась боевая техника.

Героически сражались на фронтах геленджичане. В первые годы войны на фронт ушли около 7 тысяч человек, из которых более 5 тысяч так и не вернулись домой, отдав свои жизни за любимую Родину.

Много сил жители курорта положили на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Уже в 1946 году Геленджикский район получил переходящее Красное знамя и денежную премию от Совета Министров СССР за успешное выполнение работ по ремонту, восстановлению и уходу за садами и виноградниками. К 1951 году город смог полностью восстановить жилой фонд и даже превзойти его довоенный уровень, реконструировать торговые предприятия.

С начала 1960-х годов в Геленджике стали активно развивать курортное направление, а уже в августе 1970 года он получил статус курорта Всесоюзного значения. Примерно в это же время в стране впервые стали отмечать городские дни рождения. До этого ни в Российской империи, ни в СССР праздновать их было не принято.

Геленджику улыбается солнце

Вообще, в позднесоветское время города нашей страны праздновали только «круглые» даты. Так, в начале июня 1981 года Геленджик отметил свой полуторавековой юбилей, совмещённый с открытием нового курортного сезона. Город украшали яркие плакаты, лозунги, цветы и транспаранты с надписью «Геленджику – 150 лет». Концерты, ярмарки, большие народные гуляния и, конечно, карнавал – в общей сложности город отмечал свой юбилей целых три дня.

Кстати, дошедшая до наших дней ежегодная традиция открывать летний сезон карнавалом появилась незадолго до этого, в 1977 году, и была приурочена к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

День города как самостоятельный праздник появился в Геленджике лишь в 2008 году. С тех пор его стали отмечать ежегодно в последнюю субботу августа. Именно в этот месяц, по мнению историков, в разные годы на курорте происходили самые значимые и важные события.

В разрезе истории 193 года для города – это не так уж и много. Тем не менее за эти без малого две сотни лет наш Геленджик успел обзавестись своей большой героической историей. Это город, однажды возродившийся из пепла, город-тыл, город-госпиталь, а с недавних пор он носит гордое звание «Город воинской доблести».

У каждого из нас свой Геленджик. Для кого-то – это город детства и юности, а кто-то, однажды приехав, именно здесь нашел своё место в жизни. Всех нас, таких разных, объединяет одно: мы любим Геленджик и с гордостью наблюдаем за тем, как он преображается и хорошеет. Мы чтим память тех, кто создавал историю курорта и прославлял свою малую родину на всю страну.

Впереди у Геленджика – большие задачи и множество планов. Все вместе, общими усилиями, мы будем делать всё для того, чтобы наш город стал ещё более красивым, благоустроенным, комфортным как для самих жителей, так и для гостей.

С днём рождения, любимый Геленджик – город, которому всегда улыбается солнце!

Валерия МАЙОРОВА

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"