История

Шедевры Семена Каллистратова. Особняки в Геленджике

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Семена Акимовича Каллистратова выдающегося российского архитектора, оставившего яркий след в истории России, Черноморского побережья и Геленджика.

В Геленджике деятельность Каллистратова долгие годы была мало известна. Всего несколько из существующих сегодня сооружений точно соотносятся с его именем. Многое из построенного им исчезло навсегда. Перестроен район Тонкого Мыса, где в начале прошлого столетия он возводил разнообразные особняки и сооружения, столь необходимые для развивающегося курорта. Благодаря усилиям музейных сотрудников имя Семена Каллистратова стало выходить из забвения.

С. А. Каллистратов. 1911 г. / Из собрания Саратовского областного музея краеведения

Семён Акимович родился 26 января 1874 года в Рыльском уезде Курской губернии в семье учителя.  Окончил реальное, а затем и землемерное училища. За причастие к движению «Народная воля» брата архитектора Андрея семья Каллистратовых подверглась преследованиям. 20-летний молодой специалист-землемер был вынужден эмигрировать в Швейцарию. За 10 лет, проведенных там (1894–1904 гг.), получил высшее архитектурно-техническое образование в Лозаннском университете. По возвращении в Россию в 1904 году его талант и европейское образование обеспечили ему возможность получить и реализовать интересные и престижные заказы.

Интересен тот факт, что отец архитектора был священником. В мае 1893 года, как сын священника, Семен был «на основании Высочайше утверждённого мнения Государственного совета от 26 мая 1869 года и 15 марта 1871 года причислен к потомственному почётному гражданству», о чём и получил удостоверение.

Его старший брат Василий по окончании духовной семинарии тоже служил настоятелем в одной из церквей Рыльского уезда. Как оказалось, и сам Семен окончил духовную семинарию г. Курска, о чем он собственноручно написал в прошении о зачислении в Лозаннский университет. Это прошение хранится в одном из архивов Швейцарии.

В 1904 году Семен Каллистратов окончил университет, получив диплом инженера-строителя. Перед блестяще образованным специалистом открывались широкие перспективы. Думается, Каллистратов мог без труда найти престижную работу в Европе, но он устремился в Россию. Причем не в столицу и не в родную Курскую губернию, а на Черноморское побережье. В этот период Новороссийская городская дума объявила конкурс на проектирование водопровода, и Каллистратов решается поучаствовать в этом сложном, но интересном проекте.

На берегу Солнцедара

С большой долей вероятности архитектора привлек соседствующий с Новороссийском курорт Геленджик, который в начале ХХ века по праву называли «дачей русской интеллигенции». В центре селения и на Тонком Мысу, получившем поэтическое название Солнцедар, один за другим возводятся дачные особняки. Спрос на талантливых специалистов очень высок, и деятельный Каллистратов прекрасно понимал, что здесь ему предоставлена уникальная возможность проявить свой талант.

Устроиться на новом месте в Солнцедаре Каллистратову помог именитый дачевладелец – скульптор барон К. Рауш фон Траубенберг (1871–1935). С Каллистратовым они были практически ровесниками, со схожим кругом интересов. Основание для предположения о тесном знакомстве и дружбе скульптора и архитектора дает выписка из метрической книги от 25.04.1905 года. В этот день в Пантелеймоновском храме Кабардинки состоялось венчание барона с Натальей Чулковой. Поручителем их брака стал Семен Акимович Каллистратов. Их имена и в будущем фигурируют вместе: оба входили в состав комитета по постройке храма на Тонком Мысу.

Молодой, еще не обремененный семьей архитектор, возможно, надолго останавливался в доме Е. Н. Панютиной. Эта дачевладелица была попечительницей смешанной Министерской школы на Тонком Мысу. Панютина славилась щедростью, гостеприимством, часто устраивала в своем доме музыкальные вечера.

На этих вечерах архитектор, вероятно, сумел ближе познакомиться с солнцедарской публикой, что могло способствовать получению первых заказов. И весьма в этом преуспел, заказов у Каллистратова хватало.

В фондах Новороссийского музея-заповедника есть списки построек Каллистратова на Тонком Мысу, переданные Натальей Каллистратовой – дочерью архитектора. Это железобетонный пирс-причал, пассажирский павильон с залом ожидания и кассами, почтово-телеграфное отделение, начальная министерская школа, храм Михаила Черниговского.

Почта в Солнцедаре

Передавая материалы, Наталья Семеновна была уже в почтенном возрасте и что-то могла упустить. Именно руке Каллистратова исследователь М. Осичева приписывает и здание санатория «Надежда» доктора В. М. Платонова, в котором угадывается авторский почерк архитектора.

Санаторий В. М. Платонова. Почтовая открытка начала ХХ в. /ИЗ ФОНДОВ ГИКМ

В традициях европейской архитектуры

31 января 1906 года Каллистратов был назначен главным городским архитектором Новороссийска.

Пожелтевшие страницы записной книжки этих лет пестрят записями о поездках архитектора по делам в Екатеринодар, Джанхот, Туапсе, ст. Крымскую; об общении с поставщиками в Ростове и Одессе; о подрядах и торгах на лес и кирпич – обо всем, в чем приходилось разбираться и во что вникать.

Трудно представить, как удавалось Семену Акимовичу везде успевать!

При этом архитектор не забывает ставший ему по-своему родным Солнцедар. Как известно, частные заказы редко фиксировались в официальных документах. К счастью, в списках, переданных дочерью архитектора, указаны имена некоторых солнцедарских заказчиков. Среди них – доктор медицины, коллежский советник Я. А. Кудрин; врач, организатор детского костно-туберкулезного санатория О. Ф. Трабша; сестры О. Н. Волчкова и М. Н. Чулкова. Один за другим из-под его «пера» появляются проекты дач и особняков в традициях европейской архитектуры. Образование, полученное в Лозанне, во многом определило его увлечение западными образцами архитектуры. Заказы солнцедарских дачевладельцев позволили ему экспериментировать и воплощать в жизнь свои смелые проекты.

В феврале 1911 года архитектор женился на юной красавице из Новороссийска Евгении Цешковской. В декабре этого же года родилась дочь Наталья, крестной матерью которой стала Е. Н. Панютина. Неудивительно, что и ее особняк был построен по проекту Каллистратова. Элегантный, украшенный оригинальным остроконечным шпилем, он по праву считался современниками красивейшим на Тонком Мысу. К сожалению, особняк не сохранился до наших дней.

Большая удача, что остались воспоминания Н. А. Нарышкиной-Прокудиной-Горской, вхожей в дом Панютиных, воссоздающие красоту его интерьеров:

«…Вся дача была отделана в духе готики. Парадные комнаты украшены дубовыми панелями и витражами, изображавшими сцены из жизни Христа. Винтовая лестница вела в остроконечную башню, из которой открывался чудесный вид на море… Утром, когда всплывало солнце, все окрашивалось розовым перламутром. Вечером оно медленно опускалось в море, обагрив небо и узкие готические окна дачи оранжево-малиновым цветом…».

Другому особняку – даче О. Н. Волчковой – повезло больше. Его внешний облик остался практически без искажений. Архитектор-краевед М. М. Осичева, восхищаясь его красотой и выразительным силуэтом, напоминающим замок, определила его как особняк в псевдоготическом стиле. В его архитектуре прослеживаются элементы поздней гражданской готики – стрельчатые окна, высокие крыши с мансардой, башни, шпили, совмещенные с элементами южно-европейского Возрождения – лоджиями, балконами, террасами. Расположенный на самом берегу моря, особняк имел 14 комфортабельных комнат. Дача О. Н. Волчковой и сегодня остается ярким и выразительным образцом архитектурного таланта мастера.

В ходе исследования удалось атрибутировать безымянный эскиз архитектора 1906–1908 года. Трудно не заметить в нем сходство с дачей М. Н. Чулковой. Белая двухэтажная дача Чулковых с угловой квадратной башней, утопающая среди зелени деревьев, выглядела строго, но элегантно. По воспоминаниям старожилов, ее интерьеры отличались удобством и красотой. Зимними вечерами тепло и уют здесь создавали камины и голландские кафельные печи.

В июне 1911 года Каллистратов покидает Черноморское побережье, его пригласили на должность «3-го городского архитектора» Саратова.  Завершив дела, в августе 1911 года он переезжает в Саратов и с головой окунается в решение задач по его благоустройству.    

Храм Михаила Черниговского

О том, что архитектор не прерывал контактов с Солнцедаром, свидетельствует его участие в строительстве храма святого благоверного князя Михаила Черниговского. Как сын священника, он не мог не принять участия в этом уникальном проекте.

Освящение фундамента храма Михаила Черниговского. 1911 г. Фото из архива О. Ковалик

К 1913 году – к празднованию 300-летия дома Романовых – было решено построить 300 храмов по всей России. Общество дачевладельцев Тонкого Мыса предложило построить храм в Солнцедаре. Император Николай II высочайше одобрил это решение, пригласив к разработке проекта одного из лучших зодчих России начала ХХ века – архитектора В. А. Покровского.

Как отмечает исследователь О. Ковалик, Покровский выполнил проект блистательно, с «удивительной смелостью и завораживающей изящностью». В 1911 году был образован комитет для заведования постройкой, в состав которого вошёл и Каллистратов. Именно он руководил строительством храма, лично присутствуя на самых важных его этапах.

Ценная коллекция документов о Семёне Акимовиче Каллистратове хранится в Саратовском областном музее краеведения. В ходе данного исследования его сотрудники любезно поделились с музеем Геленджика материалами, среди которых особую ценность представляет записная книжка архитектора 1910-х годов.

Записная книжка

Судя по записям в записной книжке, в июне-июле 1911 года Каллистратов практически каждую неделю выезжал из Новороссийска на Тонкий Мыс:

«5-го, 10-го и 15 июня ездил на Тонкий Мыс на заседание строительного комитета; 22 июня – поездка для разбивки здания; 30 июня – для осмотра котлованов; 6 июля – для осмотра кладки цоколя; 10 июля – на торжественное освящение закладки фундамента храма..».

Архитектор наблюдал за постройкой храма вплоть до его освящения в октябре 1913 года, по всей вероятности, приезжая для этого из далёкого Саратова. Это подтверждает документ осмотра храма в сентябре 1913 года:

«Мы, нижеподписавшиеся, произвели осмотр храма в Солнцедаре, сооружённого под наблюдением архитектора Каллистратова, и по осмотру нашли, что храм построен с соблюдением всех правил строительной техники…, и может быть открыт для совершения в нём богослужения».

Участие в совместном проекте с В. А. Покровским архитектором его императорского двора, стало важной вехой в творческой судьбе Каллистратова.

Визитные карточки Геленджика

Вершиной творчества архитектора в Геленджике, несомненно, можно назвать дачу генерала Н. И. Вишневецкого на набережной в районе пересечения с ул. Гринченко. Красоту и оригинальность зданию придают балконы в виде эркеров, угловой четырёхгранный шпиль, угловые стены, оформленные рустовкой из грубо обработанного камня. Каждый из фасадов имеет своё выразительное лицо. «Курортный» характер главному фасаду придаёт входная терраса-лоджия с балконом, с которого можно было созерцать красоту моря и гор. Фасад, обращённый к ул. Гринченко, носит более строгий «городской» характер: вход оформлен изящным классическим портиком.

Дача генерала Н. И. Вишневецкого на набережной в районе пересечения с ул. Гринченко.

Дачу Вишневецкого можно назвать своеобразным символом и визитной карточкой Геленджика. Полюбоваться этим редким образцом дачной архитектуры Черноморского побережья Кавказа начала ХХ века можно и сегодня на прогулке по набережной курорта.

Судьба большинства других геленджикских творений архитектора печальна: утрачены министерская школа, пассажирский павильон и причал на Тонком Мысе; до неузнаваемости перестроены здание почтово-телеграфного отделения и санаторий доктора В. Платонова. Лишь благодаря фотографиям и почтовым открыткам начала ХХ века мы можем сегодня увидеть их первоначальный облик.

Каждый из солнцедарских особняков Каллистратова по-своему выразителен и красив. Во всех присутствует единый авторский почерк, выраженный в интересном силуэте зданий, сходстве архитектурных фрагментов и даже в расположении их на угловых участках важных градостроительных точках. Именно он привнёс в архитектуру тихого провинциального курорта новые европейские тенденции, подарил городу особняки с элементами готики. Лучшие проекты зодчего были созданы чуть позже в Новороссийске и Саратове, при этом самые первые его архитектурные творения родились именно в Геленджике!

Семен Каллистратов был личностью яркой, неординарной, многогранной. В дневниках и воспоминаниях близких он предстает перед нами как истинный интеллигент, живой, бескомпромиссный, творческий человек, ценящий красоту, и что самое главное бесконечно влюбленный в дело своей жизни. Господь подарил Семену Акимовичу долгую жизнь – 92 года, а он подарил Геленджику, Новороссийску и Саратову свои яркие архитектурные произведения, которыми и сегодня можно полюбоваться.

Благодарные потомки назвали улицы российских городов в честь архитектора. Улица имени С. Каллистратова есть и в Геленджике, она расположена в микрорайоне Южном.

Ольга Фадеева,

ст. научный сотрудник Геленджикского историко-краеведческого музея

Как писал «Прибой», в октябре этого года на службу в храм на Тонком Мысу Геленджика среди верующих пришла Светлана Николаевна Калистратова — художник из Москвы и внучатая племянница архитектора Семена Каллистратова. Престольный праздник храма святого благоверного Князя Михаила Черниговского состоялся 3 октября. Храм был торжественно освящен 111 лет назад, в октябре 1913 года.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"