Бани в годы Великой Отечественной войны
![](https://gelpriboy.ru/wp-content/uploads/2024/12/photo_2024-12-05_14-02-16.jpg)
Несоблюдение гигиены на фронте может привести к серьёзным последствиям, в частности – к потерям среди личного состава. Чтобы предотвратить такие проблемы, в противоэпидемическом управлении Главного военно-санитарного управления Красной Армии в годы Великой Отечественной войны был создан гигиенический отдел.
Важным элементом санитарно-гигиенической работы в период войны являлось улучшение водоснабжения войск. Медицинская служба контролировала качество воды, ее очистку и обеззараживание, обеспечивала личный состав индивидуальными средствами обеззараживания воды. Уже в сентябре 1941 года в составе действующей армии работали полевые прачечные отряды и банно-прачечные поезда. В таких отрядах и поездах служили преимущественно женщины.
Работа была, разумеется, ручной и очень тяжелой, но совершенно необходимой.
Главный гигиенист Красной Армии Федор Григорьевич Кротков писал:
«Отсутствие сколько-нибудь серьезных вспышек инфекций водного происхождения в войсках за все 4 года войны свидетельствует о правильной организации водоснабжения и эффективности проводившихся на фронте санитарных мероприятий по снабжению войск водой».
Особенно сложно было совершать гигиенический процедуры зимой.
В холод мылись не только в передвижных и походных банях (палатках под брезентовым тентом), но и в банях, построенных населением, иногда обустраивали бани в блиндажах и срубах.
Немецкий офицер вспоминал:
«Мы конечно пытались быть чистыми, насколько возможно, но в грязном окопе нельзя быть чистым. В наступлении и в отступлении это вообще невозможно…Мы очень быстро у русских выучили, как построить сауну или banja. В 41-м я уже построил первую banja. Когда мы были на позиции, мы всегда старались как можно быстрее построить banja. И минимум раз в неделю, или когда возможность была, помыться. Днем часто ничего не происходило, было тихо, и мы отходили назад, парились, потели, надевали чистое белье, пытались избавиться от вшей».
Материал подготовил Геленджикский музей