Беспризорные лошади и свиньи, школа в поле и кулацкая мельница

О чём писала геленджикская газета в 1930-е годы.
Мы продолжаем нашу рубрику «Свидетель эпох, летописец событий», посвящённую 105-летию газеты «Прибой». Сегодня приглашаем вас перенестись в 1930-е годы – время тяжёлого ударного труда первых пятилеток. В эпоху ожесточённой борьбы с безграмотностью и классовыми врагами, а ещё – к началу попыток превратить Геленджик в образцовый курорт.
Письма в редакцию
В наше время уже не так просто объяснить молодёжи, что когда-то и телефон, и телевизор, и Интернет умещались всего на нескольких печатных страницах. Газету в ту пору читали все, ведь именно она служила главным источником информации.
В редакцию неравнодушные люди писали много и часто. Какие-то письма публиковали, а какие-то пересылали в различные инстанции для принятия мер. Так, в одном из номеров «Колхозного Черноморья» за 1934 год можно прочитать список заметок рабселькоров и то, куда именно их направили для дальнейшего расследования.
Постепенно эти короткие сообщения превратились в отдельную рубрику «По следам заметок» или «По нашим сигналам». В основном граждане жаловались на тех, кто плохо работает, спекулирует или хамит, а ещё – на бывших кулаков, своими речами разлагающих общество и агитирующих людей против работы в колхозах.
«Подождите, когда придёт Петя»
«На Михайловском Перевале в качестве приёмщика масла, сдаваемого государству по обязательствам, работает жена председателя сельсовета т. Капустина. Она совершенно безграмотна и не разбирается в весах. Ей помогает работать муж. При отсутствии мужа Капустина отказывается принимать масло от сдатчиков.
4-го февраля колхозник Никитенко В. привёз масло для сдачи, но Капустина отказалась его принять, заявив: «Пети моего нет, а я в весах ничего не понимаю».
Никитенко в ожидании «Пети» просидел шесть часов.
Капустина должна быть снята с работы».
Близнов
Под маской колхозника
«В коммуне «Красное Черноморье» скрывается под видом рядового колхозника кулак Кашмелс, который ведёт разлагающую работу. Доведись до собрания, он, конечно, выступает за колхоз, но по углам агитирует против. В разговоре с друзьями он часто вспоминает о своих пятнадцати дойных коровах и рысаках, которых будто бы имел. Вообще у него тёмное прошлое, в котором нужно хорошенько разобраться».
С.В.К.
Лодырь Кульчицкий
«Счетовод коммуны «Знамя марксизма» тов. Кульчицкий получает ежедневно 1,75 трудодня.
В конторе он работает мало – больше бывает на море.
За что только платят лодырю Кульчицкому?»
Моряк
Кулацкую мельницу передать колхозу
«Недалеко от Геленджика есть водяная мельница Ожерельева. Какими-то судьбами этот Ожерельев уцелел и даже был освобождён от налога, хотя он под видом родственницы безжалостно эксплуатирует работницу. На этой мельнице собирается кулачьё и разный уголовный сброд, чуть ли не каждый день здесь идёт пьянка.
Ожерельев не сдавал ни пуда гарнцевого сбора, а в последнее время мелет зерно за вино и водку.
Почему-то эту мельницу не передают колхозу «Возрождение», хотя недели три назад сельсовет сообщал о безобразиях на кулацкой мельнице. РИК поручил райснабу, райснаб – адмотделу, а дело до сих пор ни с места, кулак живёт и в ус не дует.
Надо немедленно передать мельницу колхозу «Возрождение».
Емельяненко
Бездомные свиньи и беспризорные лошади
При помощи городского архива нам удалось изучить подшивки «Колхозного Черноморья» за 1931, 1934, 1935, 1937 и 1939 годы. Частенько на пожелтевших страницах с порой едва различимыми строчками всплывало много заметок, посвящённых животным. Колхозники за них переживали, а вот городские жители, наоборот, не очень-то жаловали.
Свиньи без призора
«В колхозе «Горный» свиньи, несмотря на то, что имеют свинарку, беспризорные, они пасутся по озими. Несколько раз заявляли об этом и свинарке и председателю колхоза, но все заявления остаются без результатов».
Колхозник
Уберите свиней с улицы
«Ежедневно я хожу по улице имени Ленина. И ежедневно вижу разгуливающих свиней, поросят, иногда и хряка. Насколько это зрелище приятно, судите сами. Удивляюсь только одному: почему свиновладельцы выпускают своих свиней на улицу. И почему милиция не штрафует таких хозяев. Свиньи на улице не должны быть».
Прохожий
Беспризорные лошади
«Лошади Пшадского пункта Агролесхоза ходят беспризорными по селу, их не кормят.
Из-за плохого ухода лошади превратились в худоконку».
Дозор
Лошади без хозяина
«Кабардинский сельский совет имеет лошадей, а также конюха Мелика. Для лошадей ни сельсовет, ни конюх Мелик на зиму кормов не приготовили, и поэтому теперь, когда травы нет, лошади сельсовета стоят без корма.
Нельзя ничего хорошего сказать и об остальном хозяйстве сельсовета. Например, во дворе совета стоят два дома, и оба они – без крыш. Сарай, где находятся лошади сельсовета, тоже без крыши. Двор совета разгорожен. Одним словом, Кабардинскому сельсовету нужен хозяин».
Колхозники
Ещё раз о коне
«По району проводится месячник коня, а в колхозе «Свободный труд» этому делу до сих пор не уделяют внимания. Лошади колхоза, которые не используются в работе, ходят без присмотра. Они портят колхозные посевы, портят сено, сложенное в скирды, и нередко ночуют в степи.
Когда об этом говорят председателю колхоза т. Белоконь, он только отмалчивается».
П. Кондор
14 февраля
90 лет назад, в номере от 14 февраля 1935 года, вспоминали о затонувшем год назад, 13 февраля 1934 года, ледокольном пароходе «Челюскин».
В этот же день, 14 февраля 1910 года, был введён новый стиль календаря в РСФСР.
А ещё вышла новость «Улица Кирова»:
«По ходатайству трудящихся Геленджика горсовет постановил переименовать улицу Зиновьева в улицу Кирова.
Постановление горсовета утверждено президиумом Геленджикского райисполкома».
Дух эпохи
Конечно, одними из главных в газетах 30-х годов прошлого века были политические и экономические вопросы. Однако, как мы видим, далеко не единственными. Большое внимание уделялось теме образования и ликвидации безграмотности.
Школа в поле
(31 мая 1931 года)
«С началом полевых работ почти во всех сёлах прекратились занятия на ликпунктах.
«Работа в поле, какие теперь занятия», – так отговаривается большинство. Но не так дело обстоит в коммуне «Новый Баз» и колхозе «Ноябрьский Пленум». Ликбез занятия перенесены в поле, в бригады, занимаются или вечером, или в обеденный перерыв. Таким же образом работает кружок Осоавиахима. Можно ли так, как в колхозе «Ноябрьский Пленум», организовать учёбу в каждом колхозе? Не только можно, но и нужно. Нельзя на время летних работ прекращать учёбу. Колхозницы только что осилили грамоту. Если не будут заниматься в летний период, могут забыть всё то, чему научились за зиму, и вновь сделаться неграмотными. В каждой женской бригаде должна быть организована летняя школа.
… Колхозницы! Ваша задача разоблачать кулацких подпевал, срывающих летнюю учёбу, и организовать в каждой бригаде летние школы для малограмотных.
Беритесь и в поле за учёбу!»
Мацель
Также в приоритете находились культурная составляющая и внешний облик родного курорта.
Так, в номере от 27 августа 1934 года вышла целая полоса, посвящённая проблемам города. Она называлась «Превратим наш Геленджик в зелёный и красивый город».
В первую очередь жители сетовали на отсутствие бережного отношения к деревьям. На них прибивали различные объявления, срубали и оставляли невыкорчеванные пни посреди тротуаров.
«…Около ресторана Курортснаба пней уже нет – их выкорчевали, но остались асфальтированные кругом ямы. На тротуаре улицы имени М. Горького около магазина, продающего хлеб, также торчат три пня.
…Норд-ост сломал дерево. Отдано распоряжение – убрать. Дерево убрали, пень подровняли пилой и оставили. Так постепенно всё меньше и меньше останется деревьев, зелени на нашей главной, лучшей улице имени Ленина.
А между тем ведь нетрудно сделать так: норд-ост сломал дерево, его убрать, выкорчевать и… посадить новое».
Попандопуло
Просили геленджичане на страницах газеты и о создании питомника с красивыми декоративными растениями, и о подключении рупоров с музыкой, которой очень не хватало её любителям. Остро стояла проблема с чистой колодезной водой.
Колодцы должны быть чистыми
«Сегодня я получила газету «Колхозное Черноморье». И очень обрадовалась, когда прочла статьи, призывающие благоустроить наш Геленджик.
… Я вот тоже хочу указать на очень большой, по-моему, недостаток. Наши колодцы все открыты, цепи нет, черпаем воду каждый своим ведром.
Люди разные есть. Одни то ведро, которым черпают воду из колодца, ставят только на табуретку, скамейку. А другие – на землю, на грязный пол коридора. Некоторые же, нечего греха таить, когда доят корову, ставят ведро в коровнике на навоз. А потом, вылив молоко, сполоснут ведро внутри, да и то не всегда, донышко не промоют и лезут этим ведром в колодезь.
Наши колодцы должны быть чистые. Каждому колодцу – крышку и ведро».
Белова
Конечно же, на стиль и содержание статей сильно влияла не только внутригосударственная, но и международная обстановка. В городском архиве сохранились лишь две подшивки «Колхозного Черноморья» второй половины третьего десятилетия: за 1937 и 1939 годы. Но даже и на их примере очень хорошо прослеживается тот самый «культ личности» великого вождя и отца народов.
Валерия Майорова