Культура

Владимир Короленко — пионер русской Ривьеры

27 июля исполнилось 169 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко. По этому случаю наш журналист отправился в Дом-музей писателя в хутор Джанхот.

Природа и погода

Под очарование этого места попадаешь уже на входе в усадьбу, уютно расположившуюся в живописном горном ущелье. За воротами на фоне густой зелени особняком высится исполинский 25-метровый ливанский кедр. Таких красавцев, чей возраст достигает 3-4 тыс. лет, в мире осталось всего около 350 штук, в том числе два из них – в Джанхоте. Саженцы доставили сюда из Крыма в 1901 г. – перед началом строительства дома. Один кедр растёт ниже по ущелью, второй – возле ворот, его посадил брат Владимира Короленко – Илларион.

От дерева-великана дорога убегает вверх и через несколько минут выводит на лужайку, к очаровательному двухэтажному дому под марсельской черепичной крышей с резными, как кружева, деревянными лестницами и балкончиками.

Со всех сторон усадьбу окружает крупнейший заповедный бор реликтовой пицундской сосны. В жаркий день – просто райское место для отдыха. Но все планы на приятную прогулку в один миг нарушает погода. Внезапный порыв ветра – и небо затянуло тёмными тучами, а на землю обрушился тропический ливень. Променад по саду пришлось резко свернуть и быстренько переместиться в дом – но, как оказалось, не к досаде, а к счастью. И правда: когда ещё можно так почувствовать уют гостеприимной усадьбы, как не в непогоду – под шум дождя и рокот грома, под полыхающие в небе молнии? А если ещё добавить экскурсию в сопровождении заведующего музеем Михаила Ивановича Алексея, то спешить никуда уж точно не захочется. Итак, прогуляемся?..

От сапожника до академика

С историей рода Короленко знакомит одна из комнат на первом этаже, где представлены литературная экспозиция, фото и документы семьи писателя.

Владимир Короленко родился в 1853 г. на Волыни. Когда ему было 15 лет, умирает его отец – уездный судья Галактион Афанасьевич Короленко. Мать Эвелина Иосифовна осталась одна с пятью детьми и тем не менее смогла дать им достойное образование.

Жизнь Владимира складывалась бурной, насыщенной событиями. Были в его биографии гимназия в Ровно, неоконченные институты в Петербурге и сельхозакадемия в Москве. За плечами будущего писателя – студенческие выступления, аресты, несколько ссылок, в том числе в Якутию – за отказ присягать на верность императору Александру III. Судьба забросила его даже в Чикаго, по заданию одного из журналов.
Кем только ни пришлось побывать Владимиру Галактионовичу – от сапожника (в ссылке) до почётного академика Русской императорской академии наук по предмету изящной словесности. Он с успехом защищал интересы крестьян в судебных делах, за счёт собственных средств создал порядка 60 столовых для нуждавшихся.

Но вернёмся к годам его жизни, связанным со славным местечком Джанхот.

«Селеньице с будущим»

На дворе стоит 1898 год, и мы видим на картине в следующем зале первое прибытие Короленко в Геленджик. Одетый в классическую русскую рубаху-косоворотку, он сходит на пирс гавани. Осмотрев городок, в письме брату пророчески пишет: «Геленджик – селеньице как будто маленькое, с будущим большим».

Владимир Галактионович приехал на Черноморское побережье, чтобы подыскать место для постройки дачи по просьбе младшего брата Иллариона. Присмотреться к этим местам его пригласил известный историк и кубанский политик Фёдор Щербина. Короленко очень понравился Джанхот, находящийся в горном ущелье в 20 км от Геленджика. Год спустя вышедший в отставку Илларион по совету Владимира выкупает здесь участок. Во избежание спекуляции землёй, владельцам поставлено условие – в пятилетний срок построить основное двухэтажное здание, организовать плодовые посадки. Что братья и выполняют – раньше срока и весьма успешно. Со временем на территории усадьбы появились сад, виноградники, они шли от дороги и поднимались вверх.

Дом-музей Владимира Короленко является памятником истории и архитектуры. Это единственный в России литературный музей писателя-гуманиста и правозащитника.

В 2016 г. по итогам голосования конкурса «Жемчужины Кубани» звание самой главной достопримечательности Краснодарского края, самого интересного и уникального объекта показа получил Дом-музей писателя Короленко.

Музейное волшебство

В 1902 г. на средства Иллариона и по чертежам Владимира на склоне горы недалеко от моря и реки Хотецай построена дача.

У братьев получилось создать архитектурный шедевр, который и сейчас приводит в восхищение – каменный особняк с мансардой и белоснежной ажурной верандой. В нескольких метрах от него находится флигель со смотровой площадкой на крыше.

На первом, гостевом, этаже раньше была общая столовая, там накрывали столы и туда спускались отобедать обитатели второго этажа. Три комнаты имели собственные парадные, чтобы фаэтон мог подъехать и забрать гостя, не беспокоя остальных. Одно из помещений здесь сохранило бытовую атмосферу старинной дачи – с тульским самоваром, швейной машинкой «Зингер», дорожным сундуком, посудным шкафом. Большинство вещей принадлежало семье Короленко, остальные предметы – хорошо восстановленные копии…

На втором этаже, куда в этот день по техническим причинам попасть не удалось, проживала семья Иллариона. Сейчас там мемориально-бытовая экспозиция: кабинет, столовая, комната отдыха. На третьем, мансардном, этаже находились два кабинета.

Все элементы музейного комплекса настолько гармонично связаны между собой – и обстановка, и внешний облик усадьбы, что позволяют с лёгкостью погрузиться в давно ушедшую эпоху.

— Музейное волшебство – потрясающая вещь. Вы сейчас одновременно в начале XX в. и в веке XXI, — говорит Михаил Алексей. — Представьте себе, что каждое лето дом был шумен и многолюден. И Владимиру оставалось только, как он говорил, отправиться в свою «верхотурию», чтобы творить.

Точка сбора

— Здешние обитатели старались жить с максимальным комфортом, — рассказывает заведующий музеем. — Чистейшую питьевую воду возили из реки Хотецай в бочках на телеге. Для технических целей – полива, мытья полов, использовали дождевую воду, которую ливневая система собирала в специальную ёмкость. Скоропортящиеся продукты хранили в летнике, где был лёд в брикетах. Его доставляли с реки Кубань горными военными дорогами.

Хотя фактическим владельцем усадьбы был Илларион, Владимир называл её маленькой колонией Короленко, точкой сбора всей семьи. Приезжали сюда и многочисленные друзья-товарищи. Здесь собиралось потрясающее общество, в Джанхоте бывали Константин Батюшков, коллеги Владимира Короленко по журналам «Русское богатство», «Современные записки».

Летний зной, жаркое южное солнце создавали флёр лёгкого инфантилизма. Отдыхающие наслаждались неспешным течением жизни, тут они могли позволить себе расслабиться, на время забыть о суете внешнего мира. В усадьбе витал лёгкий южный юмор, приправленный острыми шутками Иллариона Галактионовича, которого в семье называли «перчиком».

Владимир Короленко обожал совершать пешие прогулки. Он был частым гостем в Кринице, добираясь туда через горы. Ему ничего не стоило потратить полдня и пройтись до Геленджика – отправить телеграмму. Иногда мог одолеть и четырёхдневный маршрут, чтобы полюбоваться рекой Кубанью.
Писателю очень нравилось это живописное место, он приезжал в Джанхот девять раз. Тут рождались творческие планы, создавались художественные произведения. Именно в усадьбе Короленко написал воспоминания о Чехове и Чернышевском, многочисленные статьи для журналов, работал над рассказами и повестями. Он всегда с любовью и благодарностью вспоминал Джанхот, отдых у брата и называл это время самыми счастливыми мгновениями своей жизни.

После смерти Иллариона в 1915 г. Владимир более не бывал здесь, о чём впоследствии неоднократно сожалел. Остаток жизни он провёл в своём доме в Полтаве, где и скончался в декабре 1921 г. Проститься с ним пришли почти 150 тыс. человек, траурное шествие длилось около 8 часов…

Геленджик изначальный

Экспозиция первого этажа знакомит не только с семьёй Короленко, но и с первопоселенцами Джанхота – черноморской Ривьеры.

Здесь можно увидеть Геленджик изначальный. Сам по себе курорт не возник, его создавали люди труда, которые вкладывали всю душу для развития этих благодатных земель.

Старинные фото дают уникальную возможность увидеть тех, кто жил здесь более ста лет назад. Фёдор Щербина, Илларион Короленко, Марианн Сульжинский, Владимир Горинов и многие другие стояли у истоков того, что сейчас мы с гордостью называем санаторно-курортным комплексом Большого Геленджика.

За прошедшие сто с лишним лет у дома была непростая судьба. В разные годы тут размещались и детская колония, и коммуна, и дом отдыха, и пионерлагерь. Время пощадило усадьбу, сохранив немало от первозданной красоты, в первую очередь её каменные строения. А вот наружные деревянные конструкции постепенно разрушались и требовали реконструкции.

Музеем дом стал в 1964 г. – именно тогда он открыл свои двери для туристов. Инициатором выступил коллектив Геленджикского историко-краеведческого музея при поддержке местных властей и широкой общественности. Свой нынешний облик после всех реставрационных работ усадьба обрела в 2003 г. Сегодня она благоустроена и воссоздана в том виде, в каком была в начале ХХ в.

— Мы пытаемся сохранить кусочек ушедшего времени, волшебный мир эпохи пионеров русской Ривьеры, — делится Михаил Алексей. — Конечно, чтобы поддерживать здание в надлежащем состоянии, приходится сталкиваться с определёнными проблемами. Но мы их решаем благодаря помощи муниципальных властей, краеведческого музея. Мы также признательны нашим казакам, которые постоянно приезжают, помогают.

…Небольшое свидание с удивительным местом подошло к концу, оставив в душе приятное послевкусие тепла и гостеприимства, а также некоторой недосказанности, «недосмотренности». Но это и неплохо, значит, есть повод снова сюда наведаться и получить очередную порцию чарующей атмосферы, которую удалось сохранить необыкновенному дому.

Реклама 6+

Лилия ГУСТОМЕСОВА. Фото автора

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"