Культура

Художник Александр Завалий: «Главное – не изменять себе»

Главный художник Геленджикского историко-краеведческого музея Александр Михайлович Завалий удостоен ежегодной именной премии Губернатора Краснодарского края в номинации «За достигнутые успехи в области культуры, литературы, искусства, науки и техники».

Мы пообщались с ним о достижениях и планах.

Александр Михайлович, губернаторская премия – это очень значимая оценка вашего труда. Расскажите, пожалуйста, что этому предшествовало?

В 1990 году я вступил в Союз Художников СССР (правопреемником его стал Союз Художников РФ). Это было не просто высокое признание среди коллег. По вложенному труду это можно было сравнить с защитой докторской диссертации.

Ещё свидетельство признания, когда твои работы приобретают художественные музеи. На сегодняшний день мои картины находятся в «Музее современного искусства» в Калининграде, Художественном музее им. Коваленко в Краснодаре, Художественном музее Сочи, в Культурном центре «Старый парк» и Геленджикском краеведческом музее.

Историко-краеведческий музей ведёт много проектов. Какие из них вам наиболее близки?

Интересны все, а самые любимые те, что связаны с военной историей. Как периода Кавказской войны ХIX в., так и других. Вооружение, обмундирование, фортификация, фалеристика…

Я возглавляю художественно-издательский отдел музея. Запланировано более 30 выставок в год. Каждую наш отдел должен «обслужить». Сделать дизайн стендов, изготовить экспонаты, макеты, бутафорию, декорации и, конечно, множество рекламной продукции. Поскольку музей – научное учреждение, всегда опираемся на мнение научных сотрудников.

Также наш отдел участвует в издании книг. Уже  вышли в свет несколько книг для детей на основе краеведческого материала.

Говорят, лучшая идея художника та, что ещё не реализована…

Но уже готовится к реализации! Это будет юбилейная выставка к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как появилась идея писать портреты исторических деятелей?

Много лет назад моей настольной книгой стала «История Кубанского казачьего войска» Фёдора Щербины.  Это сподвигло меня на изучение краеведческого материала. Хотелось представить себе, как это выглядело, «заглянуть» в прошлое. Так появились первые зарисовки укрепления, униформы солдат и казаков, портреты.

С портретом первого коменданта укрепления, полковника Петра Петровича Чайковского, получилась целая эпопея. В книге Ф. А. Щербины он упоминается как «полковник Чайковский». Безо всяких инициалов. А не связан ли он с семьёй известного композитора? Я разослал письма во все музеи Петра Ильича Чайковского. Мне ответили из нескольких, подтвердили, что он родной дядя композитора. Прислали прижизненное фото. На основе присланных материалов я не только воссоздал его полную биографию, богатую на события и подвиги, но и написал его портрет, который сейчас украшает экспозицию музея и интерьер городской администрации. Но самое ценное – мы обрели ИМЯ героя, немало сделавшего для города в начальный период его становления.

Первая удача вдохновила. На сегодня воссозданы облики основателя геленджикского музея М. М. Рейнке, второго коменданта укрепления полковника П. Н. Воецкого, в работе портрет писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского. Всю работу стараюсь строить на «трёх китах» – историческая точность, художественная выразительность и портретное сходство.

Александр Михайлович, вы мастер исторической миниатюры. Как вы пришли к этому?

Моделизмом я начал заниматься ещё в школе. Ходил в ракетный, автомодельный кружки. Мастерил диорамы у себя во дворе. Конечно, на тему Великой Отечественной войны. У нас же у всех тогда отцы воевали. Те  диорамы были примитивными, не хватало знаний. Но зато они для меня были первой практической лабораторией. Я начинял их пиротехникой, взрывал, поджигал и фиксировал на свой первый фотоаппарат «Смена», воображал себя режиссёром и мечтал снимать настоящее кино про войну.

Повзрослев, стал участвовать в модельных выставках в Москве, неизменно занимая первые-вторые места. Был призёром в международном биеннале моделизма в Японии. Дальше – больше, предложили вести постоянную рубрику в московском журнале «М-Хобби», по итогам которой вышла книга «Искусство диорамы», ставшая настольной книгой отечественных моделистов и бестселлером.

В этом году книге исполнилось 20 лет. Поэтому модельная общественность решила отметить эту дату и пригласили меня, автора, в качестве почётного гостя на фестиваль моделизма «Все масштабы» в Кронштадт. Там я получил почётный золотой знак «За вклад в развитие отечественного моделизма».

Почему такой успех? Помогает то, что я художник и по сути, я пишу ту же картину, но другими средствами. Законы искусства для всех жанров одинаковы. А ещё наблюдательность. Каков основной принцип природы? В ней нет порядка, но всё на своём месте.

Множество диорам выполнено для музея Геленджика. Первой стала диорама «Геленджик прифронтовой», изготовленная ещё к 50-летию Победы, «Геленджикское укрепление» – самая большая на сегодняшний день – 5 квадратных метров, а ещё только в этом году экспозиция пополнилась ещё тремя диорамами.

Знаю, что у вас есть опыт работы в кино…

Я работал декоратором, ассистентом художника, художником-постановщиком. Большей частью в исторических фильмах. Из наиболее значимых проектов могу назвать «Апостол», «Последний рубеж», «Ключи от бездны», «Анжелика». В «Апостоле» даже сыграл небольшую эпизодическую роль со словами.

В искусстве я всю свою жизнь. Писал картины даже в армии. Служил офицером в Группе Советских войск в Германии, а по ночам писал, чтобы не потерять навык в пальцах. Немецкие художники помогли организовать выставку. Сейчас эти картины находятся в Художественном музее Краснодара. Профессия художника многовариантная. Главное – не изменять себе.

Беседовала Инна КУЗНЕЦОВА

Ранее мы писали:

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"