Оказавшись в Геленджике, пройти мимо этой городской достопримечательности довольно сложно – Платановая аллея раскинулась более чем на 600 метров в самом сердце курорта.
Она берет свое начало вблизи пересечения улиц Островского и Ленина (около скульптуры Коробейника) и заканчивается на перекрестке улицы Островского и Колхозной.
Су-Аран, Сурун, Куплезiй…
Сейчас уже довольно трудно себе представить то время, когда могучие красавцы платаны был хрупкими маленькими деревцами.
Однако прежде чем говорить об истории возникновения современной Платановой аллеи, стоит упомянуть немаловажную часть биографии того места, где она находится. Речь идет о центральной части города, а именно – о нынешней улице Островского, по которой испокон веков протекала река Су-Аран.
Су-Аран, Сурун и он же – ручей Куплезiй, скрытый сегодня под бетонными блоками улицы, доподлинно известен еще со времен существования Геленджикского укрепления (1831–1854 гг.). В те времена большой ручей не только служил источником пресной воды для местного населения, но и являлся дополнительной водной преградой с северо-восточной стороны крепости.
О нем упоминал французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере, который провел в 1833 году в нашем городе целый месяц.
В своем многотомном труде «Путешествие вокруг Кавказа» он записал: «При основании Геленджика, там, в прекрасной тени Куплизи, находился замечательный ручей, который всегда, зимой и летом, давал воду».
Но не прошло и ста лет, как из источника чистой воды Су-Аран превратился в застойную реку и свалочное место. К моменту прихода на Черноморское побережье молодой советской власти люди отсюда уже не пили. Водная артерия долгие годы существовала сама по себе и нуждалась в облагораживании.
Долгий путь благоустройства
Несмотря на юный возраст, Геленджик проделал огромный путь становления. Еще в начале прошлого столетия здесь находилось пыльное, грязное селение с кривыми улочками и почти полностью лишенное зелени.
Тем не менее с начала ХХ века здесь стало постепенно развиваться курортное направление, открывались первые здравницы и купальни, а в 1915 году Геленджик получил статус города.
После революции благоустройство и внешний облик Геленджика по-прежнему оставляли желать лучшего, но в числе приоритетных направлений они не стояли. В первую очередь необходимо было обеспечить жизнеспособность города и населения. А вот уже к середине 1930-х годов местные жители всерьез озаботились вопросами красоты и развития курорта.
Например, первая полоса газеты «Колхозное Черноморье» от 1 июня 1935 года была посвящена основным проблемам превращения Геленджика в здравницу всесоюзного значения, до статуса которой ему, конечно же, было еще далеко. Речь в статье, в частности, идет о валяющихся вдоль тротуара грудах камней, горах щебня, общей загрязненности и пыли, а также о речке, больше похожей на свалку, – и все это в самом центре города.
Тогда, кстати, вопрос о бетонировании Су-Арана еще не стоял – планировалось, что его русло будет приведено в надлежащий вид и станет украшением будущего сквера. Но этим планам сбыться не удалось: Вторая мировая война на долгие годы вновь отодвинула вопросы благоустройства города на второй план.
Долгожданное преображение
К середине прошлого столетия проблему внешнего облика Геленджика снова вынесли на повестку дня. О важности озеленения и благоустройства города писали практически в каждом номере газеты «Красное знамя». В весенне-летний период проводились чуть ли не еженедельные воскресники, на которых высаживалось огромное количество саженцев.
«Пятидесятые годы – основные в восстановлении города после бомбежек времен войны. В сороковые еще как-то не доходили руки до многого, а в шестидесятые началось развитие города, особенно, когда Геленджик получил статус курорта», – вспоминает местный художник Борис Линников.
Еще одним немаловажным фактором, значительно повлиявшим на преображение нашего курорта, стало назначение в начале 60-х годов на должность главного архитектора города Майи Макаровны Осичевой.
«При ней был разработан первый генеральный план развития города. Тогда поселки вокруг бухты объединили с городом, стали мостить улицы, тротуары, закрывать канавы, начали новое строительство, высадили вокруг города у подножия хребта Маркотх и на его вершинах сосны», – отмечает Линников.
Первое упоминание о начале работ по бетонированию русла реки Су-Аран, которое удалось найти, – это заметка в «Колхозном Черноморье» от 25 февраля 1954 года. Процесс это был длительный, масштабный, впоследствии затянувшийся более чем на десять лет.
Однако старожилы сходятся во мнениях, что первые посадки платанов начались задолго до того, как река окончательно скрылась под бетонными лотками.
Стоит также отметить, что вместе с началом ремонтных работ на улице Островского, по обеим сторонам от асфальтируемого русла реки в первую очередь высаживали не чинары (еще одно название платана), а жесткий плотный кустарник. Краевед Виталий Малесник сообщил, что делалось это, в первую очередь, для безопасности граждан, которые для своего удобства стали пытаться переходить «дорогу» по ненадежным плитам.
«Я хорошо помню, как в начале 60-х годов мы, учащиеся школы № 3, выходили на субботники и сажали платановые деревья вдоль русла реки на участке улицы Островского (между улицей Ленина и Керченским переулком)», – вспоминает геленджичанин Тимур Танащук.
До середины 1950-х – начала 1960-х годов через реку на улице Островского проходили три моста. Самый известный из них находился на пересечении с улицей Ленина. В простонародье это место называлось «биржей». Здесь в основном собирались местные мужчины для того, чтобы после работы выпить, закусить и обсудить насущные вопросы в приятной компании.
От «барахолки» к центру культурной жизни
Трудно однозначно сказать, что тогда в большей степени повлияло на значительное преображение облика города – новый архитектор Майя Осичева или приближающийся столетний юбилей В. И. Ленина. Тем не менее Геленджик стремительно развивался и уже в 1970 году получил статус всесоюзного курорта.
К тому моменту на окончательно забетонированном русле реки появилась симпатичная аллея с существенно подросшими платанами. По словам Виталия Малесника, в ту пору они превышали человеческий рост примерно в четыре-пять раз, и, скорее всего, уже тогда тенистое место в центре Геленджика полюбилось не только жителям, но и гостям курорта.
Долгие годы Платановая аллея была и остается одним из самых востребованных мест для общения, отдыха и торговли. С конца 1980-х годов она стала активно использоваться как стихийный уличный рынок, а к началу 1990-х превратилась в обычную «барахолку», не отличавшуюся привлекательностью.
«Помню, что рядом с промышленными и продуктовыми товарами на ней теснились и книжные развалы с хлынувшей на российский рынок печатной продукцией, рекламировавшей не всегда приличествующие взору, особенно детскому, книги и иллюстрированные журналы. Поступало много жалоб и предложений от жителей города о том, что надо как-то облагородить этот самый активный участок центра города, – делится воспоминаниями заслуженный работник культуры Кубани Екатерина Курс, работавшая в период с 1998 по 2014 год начальником Управления культуры Геленджика. – В 1998 году, вступив в должность главы Геленджика, Сергей Павлович Озеров одной из первых задач, наряду с реконструкцией городской набережной, поставил и вопрос о превращении Платановой аллеи в эстетически достойную активную прогулочную зону, очищенную от любых торговых точек, создав там арт-зоны для общения творческих людей – художников, поэтов, музыкантов. Он говорил, что Платанка должна стать самым любимым местом отдыха для геленджичан и гостей курорта».
С этой целью управление культуры обратилось за предложениями к известным в городе архитекторам, художникам, писателям. Одним из предложений стало создание на аллее так называемого «Геленджикского Арбата», чтобы художники могли не только выходить сюда на пленэры, но и выставлять свои картины с видами Геленджика.
«В июне 2000 года к 100-летию курорта был открыт городской Выставочный зал на ул. Островского, 16 – в здании бывшего кинотеатра «Романтик». И стал вопрос о том, чтобы часть аллеи в районе этого нового центра культуры была передана под выставку произведений художников и мастеров декоративно-прикладного творчества. Конечно, не все сразу получилось, поскольку ждали завершения благоустройства второй части аллеи: от ул. Керченской до ул. Островского. Ее благоустроили уже несколько позже, где-то к 2006 году. С того времени и началась история нынешней «Арт-аллеи на Платанке»», – рассказывает Екатерина Курс.
Кстати, уникальный рисунок плитки, которой вымощена аллея, предложил главный архитектор курорта (с февраля 2001 по октябрь 2003) Ренальд Яковлевич Ким. Перед комиссией стоял непростой выбор из 6 разных вариантов, но в конечном итоге выбор пал на более гармоничный для аллеи и значительно отличающийся от рисунка набережной вариант.
«В то время ко мне пришла идея поднять закрывающие реку бетонные лотки, облагородить русло, пустить фонтан и сделать там два прогулочных уровня с переходными смотровыми мостами. К сожалению, все осталось на уровне идеи, которую я не успел озвучить и проработать. Не так давно подобный проект реализовали в центре Сеула», – рассказал «Прибою» заслуженный архитектор Кубани Ренальд Ким.
В последние годы аллея только хорошеет. Летом она укрывает от зноя каждого, кто приходит под ее увесистые кроны, а зимой радует прохожих светящимися гирляндами.
Не так давно при поддержке администрации курорта стенды с работами местных художников и мастеров привели к единому внешнему виду. Их можно увидеть на «Платанке» каждую неделю с пятницы по воскресенье.
Спустя чуть более полувека, тенистая аллея в центре Геленджика остается излюбленным местом отдыха для всех поколений местных жителей и гостей курорта. И взрослые, и дети обожают прогуливаться здесь теплыми летними вечерами, а в выходные дни заглянуть на шумную ярмарку, идущую вдоль Платановой аллеи.
Валерия МАЙОРОВА
Дополнение:
Своими впечатлениями от Геленджика 1902 года в книге «Повесть о жизни» поделился Константин Паустовский, приезжавший сюда еще будучи совсем мальчишкой:
«Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик, вблизи Новороссийска.
Нельзя было, пожалуй, выбрать лучшего места, чем Геленджик, для того, чтобы разочаровать меня в моем увлечении морем и югом.
Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Вся зелень на много километров вокруг была уничтожена жестокими новороссийскими ветрами – норд-остами. Только колючие кусты держи-дерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках. От высоких гор тянуло зноем. В конце бухты дымил цементный завод».
История в фотографии
«На фотоснимке мы видим не до конца закрытую бетонными плитами улицу Островского на участке от Тельмана до Кирова: работы еще ведутся. Если присмотреться, то в центре фотографии видно улицу Кирова и въезжающий на мост грузовик. Скорее всего, фото сделано в феврале-марте 1965 года почти сразу же после сдачи в эксплуатацию дома № 44. Об этом можно судить по отсутствию земли в виднеющихся горшочках и отсутствию натянутых бельевых веревок на балконах. Очевидно, что люди сюда только начали вселяться», – пояснил «Прибою» краевед Виталий Малесник.
P.S.: Редакция выражает благодарность за содействие в подготовке материала сотрудникам Геленджикского историко-краеведческого музея, сотрудникам библиотеки имени В. Г. Короленко, а также многочисленным старожилам, согласившимся поделиться своими воспоминаниями. Уважаемые читатели! Если вам тоже есть, что рассказать о старом Геленджике, или дополнить вышедшую статью, пишите письма «Прибою» или приходите к нам в редакцию.