Общество

Они защищали небо Геленджика

Сегодня, 26 июля, страна отмечает День Военно-морского флота. В этот день принято чествовать военных моряков. Но в составе Военно-морского флота есть особые люди — морские авиаторы. Сегодня мы вспоминаем тех, кто защищая небо Геленджика, нашел свой вечный покой в Геленджикской Бухте.

Отдельная авиаэскадрилья

Наш тихий курортный городок с осени 1941 года стал превращаться в крупный авиационный узел. До этого здесь существовал лишь небольшой учебно-тренировочный гидроаэродром ВВС ЧФ – на Тонком мысу.

К весне 1942 года в строй были введены три гидроаэродрома и два сухопутных. Роль и значение нашего города в обороне Кавказа и освобождении Крыма наиболее полно и исторически достоверно описана в сборнике, изданном краеведческим музеем в 2010 году под названием «Книга памяти Геленджика».

Сегодня мне хочется восполнить небольшой пробел этого фундаментального издания, чтобы увековечить память летчиков и членов экипажей гидросамолетов МБР-2, Че-2, ГСТ («Каталина») и АНТ-44 («Чайка»), стоявших на вооружении 80-й отдельной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота, базировавшейся на гидроаэродроме Толстого мыса в 1942-43 годах. Это был самый большой гидроаэродром в Геленджике. Два остальных располагались в парке у стадиона и на Тонком мысу.

Итак, в мае 1942 года в нашем городе из состава 82-й ОАЭ ВВС ЧФ была создана новая 80-я, которая, по воспоминаниям моего отца, служившего в ней с июня 1942 года по осень 1943-го, осталась единственной, не перелетевшей в грузинский город Поти и выдержавшей все тяготы войны в Геленджике при его обороне, понеся огромные потери.

Черноморская «Чайка» на взлете.

Реквием морским авиаторам из 80-й

В числе первых погибших был сам комэск – капитан Иван Трофимович Чебаник, вылетевший 20 июня 1942 года на помощь защитникам Севастополя. Его ГСТ «Каталина» при развороте зацепила неубранным левым поплавком воду и разбилась. С ним погиб и Александр Сергеевич Кавун – старший сержант. Эскадрильей стал командовать майор Александр Андреевич Андреев, а заместителем остался капитан Григорий Малахов. Несмотря на полное блокирование вражеской авиацией Геленджикской бухты, вылеты на боевые задания не прекращались ни на день!

23 июня 1942 года пара немецких Вf-109, курсировавших над бухтой, сбила Че-2, которым управлял лейтенант Василий Григорьевич Корецкий. Тяжелый двухмоторный «Четверяков» рухнул в центре бухты и затонул. Погиб и Константин Васильевич Чернышев – старший лейтенант, штурман звена 80-й ОАЭ. Следующую летающую лодку  Че-2 сбивают 25 октября 1942 года. Погиб весь экипаж капитана Георгобиани – отважного морского летчика, участника вылетов из Крыма на Финляндию в 1940 году.

Большой потерей для ВВС ЧФ явилась гибель единственной в СССР четырехмоторной летающей лодки МТБ-2 (АНТ-44), или «Чайки». Уникальная машина, гордость отечественного авиастроения, начавшая боевую деятельность с июля 1941 года, разбилась и затонула на выходе из бухты при третьей попытке взлететь при полном штиле и перегрузе бомбами 10-12 шт. ФАБ-250. Это произошло 10 августа 1942 года. По другим данным, самолет все-таки оторвался от воды и при наборе высоты и развороте был атакован немецким истребителем и подбит. Тогда погиб весь экипаж, кроме командира летающей лодки капитана Наумова, попавшего под суд, но впоследствии продолжившего службу, так как шла война и пилотов не хватало.

Могилой членов экипажа стало море у Толстого мыса на траверзе Геленджикского маяка. Их было пять человек: капитан Иван Павлович Грязных; стрелок-бомбардир Михаил Михайлович Дубинко; техник-лейтенант радиосвязи Николай Константинович Назаров; старший техник-лейтенант, бортовой механик Александр Андреевич Чайка; стрелок-радист, сержант по фамилии Кушнир или Кошнар, с инициалами А.У. Вечная им память!

Морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6), Геленджик. Февраль 1943. Тонкий мыс.
Первый гидроаэродром в Геленджике, построенный в 1938 году.

Потери 1943 года

Зимой 1942-43 годов большая часть 80-й эскадрильи вылетала из Поти (озеро Палеостоми являлось гидробазой для нескольких эскадрилий). Однако минимум десять экипажей остались в Геленджике на зиму и продолжали боевые вылеты из Кулешовской бухты, ведя разведку моря.

Об этом труднейшем в годы войны периоде мой отец рассказывал с большой гордостью. По весне 1943 года эскадрилья понесла очередные потери. Так, 25 марта при очередной бомбардировке аэродромов города и порта эскадрилья потеряла один Че-2, сгоревший прямо в капонире.

20 апреля 1943 года погибает капитан Иван Иванович Липницкий. При заходе на посадку в бухте был тяжело ранен в результате атаки пары Bf-109, и его Че-2 падает в море в 150 м от берега в районе Кулешовской бухты. Стрелок-радист уцелел и был вытащен из воды моряками, а вот младшего лейтенанта Льва Львовича Рипинского –  начальника связи, спасти не удалось. Там же, в фюзеляже разбитой об воду летающей лодки, упокоился и техник-лейтенант Виталий Алексеевич Творогов. Награжденный орденом Красного Знамени штурман Григорий Лукьянович Киселенко, погиб в смятой ударом машине вместе с И. И. Липницким. В составе экипажа в тот же день числится по документам той поры и летчик-наблюдатель, младший лейтенант Василий Васильевич Демин.

К осени 1943 года 80-я ОАЭ понесла большие потери и в ее составе остались две-три единицы летающих лодок ГСТ («Каталина») да четыре единицы Че-2. Остальной парк эскадрильи составляли шесть-восемь единиц МБР-2, устаревшей деревянной летающей лодки с одним двигателем малой мощности и слабым вооружением. Потом в 1944 году эскадрилья (вернее, ее остатки) вместе с другими частями ВВС ЧФ освобождала Крым и с честью закончила войну на Черном море в сентябре 1944 года. 

Хочу сказать, что лучшей наградой на той уже далекой войне была жизнь! Нашим отцам довелось уцелеть.  Нас, детей морских летчиков, и не только пилотов, служивших в 80-й и 82-й ОАЭ в Геленджике в 1942-43 годах, в живых уже и не так много.

Виталий Малесник.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"