Общество

О работе налоговой службы по снижению неформальной занятости

В  Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости.

Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «в черную».

Нужно знать, что от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья, затратах на обучение детей, на лечение.

Работник, соглашаясь получать зарплату «в конверте» должен понимать, что это, прежде всего, негативно скажется на нем самом.

Гражданам важно знать, что если им  предлагают приступить к работе, не оформив трудовой договор, их ждут серьезные последствия.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.

Соглашаясь работать неформально, работник рискует:

  • получать заниженную оплату труда
  • не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем
  • не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск
  • не получить оплату листка нетрудоспособности
  • полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором
  • получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве
  • не получить расчет при увольнении
  • получить отказ в выдаче необходимого ему кредита
  • получить отказ в выдаче визы

Работникам следует проявлять бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.

Налоговые органы Краснодарского края совместно с государственными внебюджетными фондами, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами власти проводят последовательную, целенаправленную работу по легализации «теневой» заработной платы.

Кроме того, приглашаются предприниматели, имеющие несколько мест осуществления деятельности, работодатели у которых численность работников согласно представленным сведениям о доходах физических лиц по форме  2-НДФЛ  и/или расчетам сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных   и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, меньше количества мест осуществления деятельности и/или количества зарегистрированной контрольно-кассовой техники.

При выявлении налоговыми органами «проблемных» работодателей особое внимание уделяется работодателям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в таких сферах, как:

  • торговля и общественное питание;
  • строительство, ремонтные работы;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • оказание бытовых услуг (парикмахерские, ателье, автомастерские, иные ремонтные мастерские и др.);
  • оказание   охранных,   клининговых,   рекламных   и   иных   услуг производственного характера;
  • оказание коммерческих медицинских и образовательных услуг;
  • рыболовство;
  • транспорт (такси, грузоперевозки и др.);
  • консалтинговая (консультирование), юридическая, аудиторская, риэлторская и иная посредническая деятельность.

Проводимые исследования показали,  что основными признаками работодателей, применяющих «серые» схемы выплат заработной платы могут быть:

  • выплата налогов и страховых взносов с сумм заработной платы ниже региональной величины прожиточного минимума;
  • отчетность с  низкой численностью работников и значительным объемом производства (обороты),
  • снижение среднесписочной численности работников по сравнению с предыдущим годом.

Результатом реализации мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости является:

  1. добровольная легализация работодателями трудовых отношений с физическими лицами, привлекаемыми в качестве работников с использованием ими своего личного труда, и соответствующее оформление с ними трудовых отношений;
  2. возникновение у физических лиц реальных социально-трудовых гарантий, предусмотренных законодательством.

Эффективность работы налоговых органов  по сокращению неформальной занятости заключается не только в наказании предпринимателей, нарушающих законодательство, но и в побуждении остальных представителей бизнеса, работающих на территории края, оформлять  трудовые отношения с наемными работниками и уплачивать налоги и страховые взносы.

По результатам контрольных мероприятий, в ходе  которых установлено нарушение норм Трудового Кодекса, материалы направляются в Государственную инспекцию по труду для привлечения к административной ответственности.

Работодатели, оплачивающие неофициальный труд, подлежат и налоговой ответственности, т.к. они занижают базу для начисления НДФЛ (часть которого зачисляется в местный бюджет) и страховых взносов
во внебюджетные фонды.

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа.

Работа по снижению неформальной занятости проводится как на региональном уровне, так и на муниципальном, при взаимодействии с центрами занятости населения, Государственной инспекцией труда, органами Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, правоохранительных органов и прокуратуры.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что вся эта работа в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов простых работников.

 Начальник ОКП№2. С.А. Федянова

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"