Общество

Немые свидетели кровавых дней

Сегодня о войне напоминают не только кинофильмы и спектакли, рассказы тех, кто храбро воевал, грудью защищая Отечество, или помогал своим трудом фронту. Напоминают о войне и незаживающие раны земли, следы былых сражений… Память войны — и те свидетели кровавых страниц истории, о которых сегодня пойдет речь.

Именно благодаря им есть шанс установить имена погибших героев, предать земле их останки со всеми воинскими почестями.

Стальная птица под водой
…В акватории Керченского пролива при проведении мониторинга участка, где будет возводиться мост, который соединит Крым с Кубанью, военными саперами на глубине 10 метров был обнаружен боевой самолет времен Великой Отечественной войны.

Профессионалы-водолазы в спецснаряжении опустились на дно, провели видеосъемку. Находка оказалась штурмовиком ИЛ-2.

В акте описания самолета зафиксировано: «Обнаружены: бронекапсула, кабина пилота, задняя часть самолета, где находился стрелок, левое крыло, шасси… Правое крыло отсутствует, часть фюзеляжа тоже отсутствует… В кабине самолета… находятся останки тела летчика…»

Руководители розыскных работ приняли решение связаться с ближайшим поисковым отрядом, который имеет допуск к поисковым работам, а также опыт такого рода деятельности. Выбор пал на военно-патриотический клуб «Подвиг», руководит которым Александр Шимкив.
И вот мы беседуем с Александром.

Как это было…
— Начну с того, что буквально на днях на Кубани начала работу Краснодарская краевая общественная поисково-исследовательская организация «Подвиг», в состав которой вошли настоящие мастера своего дела. Это офицеры, военные инженеры (действующие и отставники), сотрудники правоохранительных органов, многие служат в полиции, ряд гражданских лиц, которым небезразлична история нашей страны.

С находкой самолета сразу стала ясна главная задача: установить имя пилота-летчика, останки которого находились в кабине. По всей вероятности, в самолете был еще стрелок. Но где его останки? Версий было несколько. Одна из них: во время боя стрелок мог прыгнуть с парашютом. Но это, конечно, ничем пока не подтвержденные предположения.

С чего мы начали расследование? Сначала решили установить номера моторов самолета. Имея эти данные, можно говорить о том, к какому воинскому подразделению относится данная машина — тогда проще установить и имена погибших летчиков.

Работа велась в архисложных условиях. За десятилетия, прошедшие после войны, корпус самолета оброс водорослями, тиной, ракушками. Следовательно, ни о каких исследовательских работах на месте (под водой) не могло быть и речи. Тогда приняли решение поднять самолет на поверхность. Оборудование и техника позволяли это сделать.

Когда самолет подняли на поверхность, решено было на судне доставить его в Геленджик. Для разгрузки штурмовика с судна оперативно прибыла вся необходимая тяжелая техника. Разгрузка происходила на Тонком мысу в грузовом порту. Подтвердились данные о наличии останков пилота внутри машины. Затем самолет транспортировали на территорию городской базы берегозащиты.

Сюрпризы летучей машины
В состав геленджикской группы специалистов вошли офицеры действующие и отставные, профессионалы в разных отраслях. Дополнительно стояла задача определить степень опасности самолета. Дело в том, что машина могла быть начинена боеприпасами, стрелковым оружием, бомбовыми подвесками, неуправляемыми реактивными снарядами и т.д.

Нами было сделано все возможное, чтобы нахождение данного самолета на территории города было абсолютно безопасным. Определили, что бомбовых подвесок нет, реактивных снарядов тоже. Нашли боекомплект, но он уже не вызывал тревоги. За столько лет нахождения в воде он превратился в сплошной монолит ржавого железа.

В первую очередь приступили к выпуску воды из отделений самолета, зачистке кабины штурмовика от донных отложений и ракушек. Затем следовало решать сложнейшую задачу — достать останки летчика из кабины.

Это заняло двое суток…
Попутно все эти дни занимались работами по разборке бронелистов штурмовика: надо было добраться до мотора, установить его подлинный номер. Ведь именно он поможет разгадать тайну гибели самолета и героического подвига летчиков. Решив эту задачу, можно будет приступать к оперативно-розыскным действиям. И вот уже сняты капотные бронелисты, мы добрались до мотора. И сразу же определили его номер: Ф25- 301. Имея на руках этот крайне важный артефакт, обратились в нашу огромную поисковую сеть. Ее база данных собиралась на протяжении многих лет. А позже нам удалось найти на самолете орден Боевого Красного Знамени — это сильно сужало работы по поиску имени летчика.

В военные годы эта награда была достаточно редкой. Пока эксперты работали с найденным орденом (когда был выдан, кому), число награжденных орденом и погибших в бою сузилось с 12 человек до двух экипажей.

Имя героя

Несколько дней работы дали достаточно материала по самолету. Конкретно определено место его падения, орден, которым летчик награжден. Выработались версии по имени погибшего пилота. Это был командир 3-й эскадрильи 47-го полка майор Н.И.Каверзин. Архивные документы также подтвердили, что этот полк базировался в Геленджике. Мы узнали, что командир эскадрильи вместе со своими боевыми товарищами принимал участие в боях по удержанию плацдарма в Новороссийске, а также в освобождении станицы Крымской. Думали, что счастье нашей поисковой бригаде и на этот раз улыбнулось. Все меньше темных пятен оставалось в расследовании. Уже строили планы: восстановим самолет до его внешнего вида и состояния 43-го года, установим на видном месте грозную боевую машину как вечный памятник войне и дань боевой доблести летчиков-героев, славных сынов Отечества. Ведь они воевали на кубанской земле, для них Геленджик в час военного лихолетья был поистине родным!

Досадная ошибка
Прошло всего 5 часов с момента получения данных из Москвы, что имя летчика, останки которого обнаружены в самолете, Н.И.Каверзин. Но неожиданно появились новые данные, согласно которым погибший пилот вовсе не Каверзин… Дело в том, что его имя мы определяли по обнаруженному в самолете ордену, но у нас еще не было данных о связи номера самолета, номера мотора, принадлежности данного самолета к воинскому подразделению, не было списка его личного состава и боевых потерь.

Из Москвы пришли новые, уже официально подтвержденные, данные по экипажу, имеющему отношение к этому самолету. Они звучат так: «Самолет-штурмовик ИЛ- 2 № 7826, номер мотора Ф25-301, был выпущен 1 июня 1943-го года на заводе №1 г. Куйбышева. Самолет был направлен в подразделение ВВС Черноморского флота. Летчик — командир младший лейтенант Ударов Александр Петрович. Стрелок — младший сержант Калинкин Петр Павлович. Служили во второй аэроэскадрилье 8-го ГШАП (гвардейский штурмовой авиаполк.). Не вернулись с боевого задания 1 ноября 1943 года, выполняя штурмовку вражеских позиций в районе Керчи».

Так изменилась версия при определении имени погибшего летчика-пилота. Пришли документы с описанием боевого подвига,
за который младший лейтенант А.П.Ударов был удостоен ордена Боевого Красного Знамени.

Сейчас мы устанавливаем боевой путь летчика, место рождения, учебы, работы, призыва в армию. Уже занялись поиском родственников, которым, конечно, дорога будет весть о герое войны… И как важно найти этих родственников вовремя!

Так долго ждать тебя, сынок!..
Я не могу забыть поездку в Беларусь, куда мы отвозили останки Федора Ивановича Пшенко. Будучи тяжело раненным, он направил свою боевую машину на позиции врага… Хорошо помню приезд делегации поисковиков на белорусскую землю, в село Слобода. Все его жители пришли на митинг, посвященный памяти односельчанина, чей подвиг и имя так долго не были известны.

Нам показали отчий домик героя… Мама Федора всю жизнь ждала любимого сына с войны. Каждый день выходила из своей старенькой хаты и часами стояла у калитки. И говорила соседям: «Скоро Федор вернется…» Она прожила 101 год. Сельчане говорили, что силы и здоровье ей давала надежда встретиться с сыном.
Чуть не дождалась она нашего приезда, так и не узнав, что ее сын — герой, чьим подвигом все мы гордимся. Вот почему так важно как можно скорее находить хоть кого-то из родственников героев, не вернувшихся с войны.

А планов — громадье!
Чем заняты мы в настоящее время? Продолжается восстановление самолета: разборка, чистка, сборка по чертежам… Все это дорого и непросто. Но делать работу, понимаем, надо. В нашем отряде появились грамотные специалисты по парашютному, авиамодельному спорту, люди, имеющие прямое отношение к авиации. Душа у каждого из них предана своей профессии, жива любовью к огромному, манящему, полному тайн небу.

На сегодняшний день отработано уже 194 самолета, за 8 лет найденных поисковиками совместно с Краснодарской краевой общественно-поисковой организацией «Кубанский плацдарм». Возглавляют ее Е.Парфирьев и Е. Касцов.

А завтра мы снова выходим разведывательно-поисковой группой на Маркотхский хребет — там найдены фрагменты истребителя ЛА-5. Это уже 19-й военный самолет, найденный на территории курорта.

Всего за годы нашей поисковой деятельности установлено 78 имен летчиков-героев, погибших на боевых вылетах вместе со своими машинами.

***
В заключение беседы хочу назвать наших лучших (хотя лучшие все!) специалистов-поисковиков. Это В.Егоров, И.Гончаров, В.Волобуев, С.Поддымов – офицеры, военнослужащие, сотрудники полиции. Они выполняют важные задачи по охране границ России, отвечают за боевое состояние наших подразделений, ведут большую военно-патриотическую работу с допризывной молодежью, с населением.

Дополнительно у нас открылось новое поисковое отделение «Морские изыскания», возглавляет его В.Егоров. Жизнь свою он, как и его отец, посвятил морю. Ведь наши моря хранят еще много нераскрытых тайн.

Приоткрою завесу одного из рабочих моментов: уже ведутся переговоры с руководителем сектора морских проектов Д.Ю.Крюковым (ООО «Фертоинг») и капитаном НИС «Бриз» А.В.Пчеловодовым относительно дальнейших исследований морского дна акватории Геленджика и Новороссийска, Керченского пролива. О ходе этих работ читателям газеты мы непременно расскажем.

Повторю еще раз ставшую крылатой фразу: «страна должна знать и помнить имена своих героев». Ни один из тех, кто защищал Родину от фашистской оккупации, от солдата до генерала, не должен оставаться в неизвестности. И добиваться этого — наша цель и задача.

Мы благодарны нашей городской администрации, редакции городской газеты «Прибой» за тесную деловую связь, своевременное и точное освещение деятельности нашей поисковой работы.

Подготовила к печати Валентина Барбалюк.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"