Общество

Кто видел свою тень на облаках, тот навсегда причастен к тайнам неба…

Февральским воскресным утром молодые геленджичане, активисты молодежного православного движения «Верность», отправились в гости к интересному человеку, ветерану Великой Отечественной войны. Пошли они, чтобы узнать побольше, как говорится, из первых уст, о военных страницах истории нашей Родины, уже очень далеких для современной молодежи, но все еще близких для таких пожилых людей, как Николай Иванович Кулик.

Когда беседуешь с людьми, для которых исторические события стали частью  жизни, становится как-то понятней то время, те люди, то, как и почему была разгромлена мощнейшая военная система Германии и ее союзников.

Ожидая юных гостей, Николай Иванович задолго до назначенного времени озабоченно выглядывал из своего маленького уютного домика, построенного собственными руками. Но вот ребята пришли, все удобно разместились — и потекла беседа. Сразу вспомнились слова из старой военной песни: «Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах где-нибудь когда-нибудь мы будем говорить…»

«Расскажите о себе», — попросили собеседники. И радушный хозяин неспешно, задумчиво поведал о своей 95-летней жизни. Бедное детство, многодетная семья, живущая в небольшом поселке на Украине. Отец работал железнодорожником, помощником машиниста, мама (Н.И. на протяжении своего рассказа ни разу не сказал «мать», всегда с нежностью – «мама»!) — домохозяйка. Отец, мечтая, чтобы сын окончил именно 10 классов и учился дальше, сам отвел сына за руку и записал на учебу в старших классах средней школы.

И вот школа позади, начинается трудовая жизнь: сначала эскизеровщик, потом чертежник на станкостроительном заводе г. Краматорска. После недолгой учебы — дело еще ответственней и интересней: конструктор на заводе тяжелого машиностроения, где выполняли заказы для военной промышленности. Казалось, жизнь налаживается: неплохой заработок, специальность, хорошие перспективы… Но судьба готовила интересный поворот: приглашение в аэроклуб. Представляете, ведь в то время многие парни и мечтать-то не смели об этом!

Занятия в аэроклубе были недолгими, да и семье приходилось помогать. Снова неожиданность: направление в училище военных летчиков в Ворошиловграде (ныне  Луганск), где обучение уже серьезней, основательней, вот только с техникой были проблемы.

В 41-м мирное небо и жизнь людей раскололись от страшного события: война заняла основное место в умах и судьбах на многие дни, недели, месяцы… Курсантов-летчиков через всю страну – сначала Сталинград, затем Саратов, наконец Уральск — перебросили в Южно-Уральский округ, где в  августе 1944 года и начались их боевые вылеты на легендарных бомбардировщиках ИЛ-2.

Воспитание и обучение «орлят» было суровым, их профессией стало умение защищать Родину. Приходилось забывать о себе, не думать об опасности, рисковать своей жизнью. Было у Николая Ивановича несколько серьезных ситуаций, когда уже на земле обнаруживал он в самолете повреждения и пробоины вроде тех, о которых пели летчики в то время: «И машина пришла на честном слове и на одном крыле».

40 боевых вылетов в составе эскадрильи совершил старший лейтенант Н.И.Кулик, а также 10 раз летал в спарке на разведку за линию фронта.

О его подвигах и самоотверженности напоминают, поблескивая, ордена и медали. Среди них множество юбилейных, врученных по случаю исторических дат. Но Николай Иванович, как и все ветераны, особо чтит именно боевые, связанные с личными воспоминаниями. Это ордена Отечественной войны II степени, Боевого Красного знамени, Красной звезды, медали «За храбрость», «За освобождение Праги» и, конечно, «За победу над Германией». 

Закончив военную службу в 1954 году в звании капитана, военный летчик Н.И.Кулик вернулся в Краматорск на свой машиностроительный завод работать инженером-конструктором. Но уже не один, а с женой, с которой свела его военная биография. По слабости ее здоровья пришлось менять место жительства. Вскоре судьба привела их в Геленджик, где Николай Иванович освоил мирную профессию строителя. И все же романтика высоты, синевы неба сильна в душе человека, защитившего и обустроившего свою страну. Николай Иванович стал под настроение писать стихи, способность к которым у него проявилась еще в юном возрасте.

С этим связан один забавный случай.  Однажды, будучи еще 13-летним мальчишкой, он, впервые увидев Новокраматорский завод тяжелого машиностроения, тут же под впечатлением сочинил четверостишие. Его услышал член редакции заводской газеты, оценил по достоинству и определил в дело: на фасаде здания поместили огромный плакат, на котором красовались чуть подправленные журналистом слова:

Была здесь степь,  гулял вихрастый ветер,

Гонял полынь, степные ковыли.

Не знала степь,  что ей придется встретить 

Упрямых представителей земли.

За эти стихи юный поэт получил первый гонорар: дяденька из газеты купил ему модные в то время парусиновые туфли — мечту и предмет зависти всех мальчишек.

Жизнь Николая Ивановича была суровой: боевые и трудовые будни, семейные заботы и повседневные хлопоты — все это не оставляло времени на  творчество.

И все же иногда рождались в его голове поэтические строки, отображая картины жизни, воспоминания, раздумья:

Раньше было много сказок,

Прибауток, песен.

Все нам было ясно сразу,

Мир нам не был тесен.

Все дороги были гладки,

Жизнь была полна.

Были, верно, и загадки,

Например Луна…

Было все: и смех, и слезы,

И была Она.

Были вздохи у березы,

А потом — война…

Нынче стало больше сказок

И не меньше песен.

Ясно все теперь не сразу,

Мир наш интересен.

Вы идете по дорогам,

Радостью полны.

Вы достигли очень много,

Например Луны.

Отшумят и ваши годы,

Как шумят поля.

Выйдут в новые походы

Ваши сыновья.

Они другой мир построят,

Про нас не забудут,

Еще многое откроют

И на Марсе будут!

Спасибо вам, дорогие наши ветераны! Надо и нам постараться, чтобы уже наши внуки и правнуки, почитая и уважая нас, попросили: «Расскажите о себе».

Светлана Соколова

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"