Здоровье

Логопед знает красноречия секрет

Мой ребенок самый лучший, умный, талантливый, красивый — так считает любой нормальный родитель. Пока чадо еще мало, мамы и папы часто не задумываются о том, что со взрослением жизнь станет предъявлять к нему все больше и больше требований.

Случается, взрослые пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их наследника.  Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы. А ведь причиной школьных  проблем в основном становится речевая несостоятельность.  От уровня  речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями.

С победителем муниципального конкурса «Учитель-логопед Геленджика-2016» Ириной Анатольевной Яниной мы постарались разобраться в корнях проблемы.

Результат нашей встречи будет полезен родителям детей младшего возраста.

Ребенок родился

Начнем сначала. Доказано, что малыш слышит голос отца и матери, еще находясь в утробе. Когда с ним начинаешь разговаривать, гладить живот, он двигается. Задумайтесь: с 28 недель внутриутробного развития начинается формирование речевых центров.

В первые 3-4 недели своей жизни ребенок начинает проявлять интерес к человеческой речи. Когда взрослый начинает ласково с ним разговаривать, ребенок перестает плакать, прислушивается, поворачивает голову в сторону говорящего. В 5-8 недель уже улыбается. К 9-12 неделям появляется настоящий смех. Если отзывается вяло или отклика нет совсем, это должно быть звоночком для родителей.

Примерно в 2-3 месяца у ребенка появляется гуление — это обязательное доречевое проявление, которое показывает, что идет развитие речевых органов центральной нервной системы.

В уже более позднем периоде, в 3-4 месяца, возникает еще более оживленная реакция: смех, первые протяжные звуки. Малыш более продолжительное время играет с игрушкой, погремушкой, общается с ней, издает звукоподражания. Этот период называется «комплекс оживления». Если период не наступает, это тоже сигнал для тревоги. Это говорит о том, что может быть неблагополучие со стороны нервной системы, необходима  помощь невролога или других специалистов.

Поговори со мною, мама!

С самого рождения ребенок должен слышать родную речь из уст окружающих его людей. Эта речь должна быть правильной, потому что первые навыки произношения закладываются по принципу подражания. Сначала малыш гулит, произнося отдельные звуки, потом лепечет слогами и к году уже может произносить 10-15 простых слов. Когда вы учите малыша говорить, то показываете предмет, называете его, даете потрогать, описываете свойства, демонстрируете действия с предметом (в том объеме, который младенец способен усвоить). В результате ребенок начинает запоминать произношение слов, наполняет их смыслом, научается действиям с предметами.

Уже большой

К году жизни у ребенка появляется определенный набор из 8 — 10 слов: мама, папа, баба, дай, киса, какие-то подражания. Он может изобразить, как мычит корова, как квакает лягушка.

На втором году происходит активное увеличение словарного запаса. Однако активный словарь все еще продолжает быть меньше словаря пассивного. То есть ребенок понимает и воспринимает слов и понятий больше, чем может произнести. Это позволяет накапливать речь, обращенную персонально к нему.

В этом возрасте не стоит особо обращать внимание на неправильно произнесенные слова. На втором-третьем году жизни эти огрехи позволительны, так как физиологически формирование его речевых центров еще не закончилось. Еще не в полном объеме развиты артикуляционный, голосовой аппараты, дыхательная система.

Чтобы не упустить момент, взрослые должны внимательно выслушивать маленького человека, поправлять его произношение, выговоривать слова и фразы правильно, чтобы ребенок знал, как говорить правильно. Он должен слышать правильную речь, иначе формируется неверное представление.

Научить ребенка можно всему

К трем годам словарный запас превышает 800-1000 слов. Но есть и такие дети, которые в 3-4 года обходятся «ыканьем» и «мэканьем». Чтобы подтолкнуть ребенка к речи, перестаньте его понимать.

К примеру, ребенок тянется к полке, где стоит много предметов. Он мычит и показывает пальцем. Сделайте вид, что не понимаете, о чем он хочет вас попросить, и переберите все предметы, четко называя каждый.

— Есть такое мнение, что до трех лет ребенка можно научить всему, если заниматься чем-то целенаправленно: спортом, музыкой, иностранными языками, шахматами.

— Я согласна. В развитии ребенка существует такой период, который называется сензитивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия любой информации, любого обучения, в том числе и языкам, математике, музыкальным инструментам и так далее. Это период до пяти лет: малыш впитывает в себя информацию, как губка. И если взрослые активно стараются  просто дать частично, кусочками немного того, другого, то и чадо усвоит это такими же частями. Мало что усвоится, а со временем оно забудется. Если начали заниматься, предположим, освоением музыкальной грамоты, пусть это будут не фуги Баха в 4-5 лет, а какая-то элементарная музыкальная грамота, и он быстрее будет усваивать материал. То же самое касается языков, акробатики и так далее. В 4-5 лет он способен это все быстрее освоить и выполнить, чем ребенок в 7 лет — таковы функции мозга.

Почемучки

На пятом году жизни ребенок становится «почемучкой», и речь начинает играть основную роль в его общении с окружающими, в развитии мышления, интеллекта, памяти и всех остальных психических функций. Если в этом возрасте ваши сын или дочка не задают вопросы, не интересуются, из чего сделана вещь, не пытаются ее разобрать-собрать, то есть они не активны ни в речи, ни в действиях, значит что-то идет не так. Кроме того, его словарный запас уже достаточно большой: спокойно строит фразы, говорит предложениями. Предложения могут быть грамматически неправильно построенными, и взрослый должен поправлять ошибки. Если у ребенка нет серьезных патологий в развитии нервной центральной системы, он усваивает грамматические конструкции очень быстро — подражая. Он начинает правильно употреблять предлоги, падежи, согласовывать прилагательные с существительными, преобразовывать существительные во множественное число (мышка -мышек, кошка — кошек).

Пример берет из семьи

К шести годам речь уже практически сформировалась, дети понимают причинно-следственные связи: что произошло и почему так; зачем, что было вначале, что произошло потом; охотно пересказывают события из собственного опыта, события в своей семье, излагают свои переживания.

— Родители меня спрашивают, что делать, когда ребенок задал вопрос, на который и сами не знаем ответа, — подчеркивает Ирина Анатольевна. — И я говорю: не стесняйтесь запрашивать информацию в других источниках, в книгах, в Интернете. Например у нас в детском саду была тема «насекомые». И все, что можно было рассказать по литературе, имевшейся в моем распоряжении в данный момент, по сюжетным картинкам (а для детей очень важен наглядный материал), я им преподнесла. И тут один мальчик говорит: «Я знаю такое насекомое, оно похоже на червяка и имеет много ножек, страшное и сильно жалит, оно опасно». Я его поддержала, сообщила, что название этому чуду природы сколопендра. Рисунок и фото мы нашли в Сети, посмотрели фото и видео про тропическую сколопендру. Весь день дети только о сколопендре говорили. Это наглядный пример того, как важно пользоваться всеми имеющимися возможностями для разъяснения детских вопросов. То, что ребенок интересуется окружающим миром, говорит о правильном формировании его интеллекта.

Раннее чтение

— Как Вы относитесь к раннему чтению? Не надо ли учить ребенка читать в 4-5 лет?

— Я считаю, что нужно смотреть на его готовность. Если у ребенка есть желание и усидчивость, не отказывайте ему в удовольствии познания. Однако, если вы поставили себе цель научить ребенка читать в 4 года, вам ни в коем случае нельзя останавливаться. Необходимо продолжать до школы. Иначе к 7 годам он забудет, как нужно сливать звуки.

Не умеючи — не учи

— Сейчас родители озабочены тем, чтобы не просто подготовить свое чадо к первому классу, а отдать его в школу уже читающим, пишущим и складывающим цифры. Как родителям дома, не имеющим никакого специализированного образования, а некоторым и Интернета, подтолкнуть малыша к слову и начать правильную подготовку к школе?

— Конечно, я посоветовала бы обратиться к специалисту. Можно даже подойти к воспитателю с опытом работы, к логопеду детского сада, которые знают, как это правильно сделать. Однако если говорить в общем, то учить ребенка надо не буквам, а звукам. Мы с вами воспринимаем слова звуками, которые соединяются в определенных комбинациях. Учите дошколенка по букварям. Я, например, очень люблю букварь Н.С.Жуковой, обучение в котором идет очень естественно, и уже на третьей странице ребенок самостоятельно сможет прочитать первое слово.

Первый раз в первый класс

И вот мы пришли в первый класс. Почему же так часто мы начинаем не учить, а исправлять то, чему научили детеныша ранее? Потому как подход к обучению в подготовительном возрасте у всех родителей разный.

 Иногда ребенок приходит читающим и пишущим, но он умеет делать это настолько плохо, что приходится затрачивать гораздо больше времени на переучивание, чем собственно на обучение.

— Что же можно сделать неправильно?

— Как мы и говорили, учить читать буквами. Это «корень зла». Например, бывает так, что первоклассник читает слово «мама» с призвуком: мэ-а-мэ-а. Бывает, что ребенок не видит своей ошибки, может переставлять местами буквы, вместо окончаний -тся и -ться писать -ца.

— Как же корректировать эти нарушения?

— Ребенок может делать это самостоятельно. Ему необходимо проговаривать слово, чтобы услышать самого себя и понять, какой там звук. Эти фонетико-фонематические нарушения и приводят к дисграфии.

Бывает так, что на слух ребенок не дифференцирует шипящие, свистящие звуки. Вместо «ц» пишет «с» или вместо «ш» — «ж». Проговаривать он может верно, но воспринимает при этом по-своему и ошибку не видит. Была в моей практике девочка, которая путала при написании все буквы, имеющие хвостик: д, у, ц, щ, р. Мы с ней сели и стали прописывать в слова с буквой «д», затем с буквой «у». Затем мы разобрали слоги, в которых эти буквы появляются вместе. Таким образом она научилась контролировать их при написании. Также у нас, помню, была проблема с йотированными гласными: ё, е, ю, я. Девочка слышала два звука и такими же двумя буквами писала их в слове.

— Какой еще совет, кроме проговаривания вслух, можем дать читателям?

— Советами могут стать такие: учиться читать, читать правильно, читать каждый день, хотя бы немножечко, даже на каникулах. Ребенка необходимо мотивировать на чтение.

В первые годы жизни задача родителя состоит в том, чтобы расширить словарный запас и кругозор малыша, познакомить его с окружающим миром, принципами взаимодействия с окружающими. Это огромный, но посильный труд, в котором ведущим звеном является живое общение, диалог с ребенком.

Ольга Костромина

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"