Окно в старый Геленджик. Как англичане взорвали миноносец с именем нашего города
Пожелтевшее фото миноносца под названием «Геленджик», сделанное в 19 веке, прислал в редакцию наш постоянный читатель Алексей Смолянинов. Он попросил нас разузнать историю этого корабля. Особенно его интересовало, бывал ли тезка у берегов Геленджика.
ТЕЗКА ГОРОДА
Алексей рассказал, что фото он нашел в Интернете случайно, как выяснилось, снимок был сделан в далеком 1884 году во французском порту Ла Сен, что в пригороде города Тулон, сразу после постройки корабля.
Но нам этот миноносец оказался знаком: «Прибой» несколько лет назад упоминал об этом корабле в публикации о выставке художника Александра Завалия в Геленджикском историко-краеведческом музее, где были представлены десять картин с судами, носившими имя нашего города. Среди них был и легендарный миноносец «Геленджик».
— Это родоначальник класса миноносцев, построенный во Франции по заказу России, — делился в материале Завалий. — Здесь воплотились самые современные на тот момент достижения в судостроении. В Первую мировую войну этот корабль находился в составе Черноморского флота. А в Гражданскую воевал под разными флагами – Белой гвардии, Антанты, Германии, Красной армии.
ИСТОРИЯ МИНОНОСЦА
За более подробной информацией о «Геленджике» мы обратились в отдел информационного обеспечения Черноморского флота.
— «Геленджик» действительно был одним из первых миноносцев Российского имперского флота, — рассказали нам архивариусы. — Корабль был заказан в 1882 году в рамках судостроительной программы специально для Черного моря. 1 июля 1883 года он был зачислен в списки судов Черноморского флота и построен в 1884 году на Тулонской судоверфи.
15 ноября 1907 года был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан Севастопольскому военному порту на хранение. В 1910 году прошел капитальный ремонт главных механизмов и корпуса, затем переклассифицирован в тральщик. С 12 октября 1916 года «Геленджик» стал уже посыльным судном. В период Первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота и боевого траления на подходах к Севастополю. После октябрьских событий 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота и находился в Севастопольском военном порту на хранении.
1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года — англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден войсками советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
После освобождения Севастополя частями Красной армии в строй не вводился и в 1922-1923 гг. сдан Комитетом госфондов для разборки. В 1925 году исключен из списков судов Рабоче-крестьянского Красного флота.
ОДНОЗНАЧНО ЗАХОДИЛ!
— Я нашел интересную подробность, которая касается этого миноносца, — делится с «Прибоем» по телефону московский историк Александр Дашьян. — Из четырех подобных кораблей, заказанных для постройки в разных странах, «Геленджик» оказался самым дорогим. По контракту он стоил 340 тысяч франков (или 113 тысяч рублей золотом), а другие – от 250 до 275 тысяч. Скорее всего, это связано с тем, что его собратья были на порядок тихоходней и уступали по качеству сборки.
Уникальность данного миноносца состояла в том, что он имел специально защищенный винт от попадания на мелководье.
Хочу добавить, что достоверно известно, как в апреле 1919 года «Геленджик», захваченный англичанами, был выведен из строя. Вояки Туманного Альбиона взорвали именно паровую машину, хотя в те годы судно какой-то боевой ценности уже не представляло.
Вы спросите, почему минное судно назвали в честь вашего города и бывало ли оно в Геленджикской бухте? На тот момент российские заказчики называли корабли именно в честь небольших приморских городов: «Ялта», «Поти», «Гагры», «Сухум»… Каждую весну практическая эскадра обходила буквально все Черноморское побережье с целью показать местным жителям, что они хорошо защищены с моря. Уверен, что в ваш город одноименный корабль заходил неоднократно.
Александр БОЧНЕВ.
P.S. В ответ на наш запрос в парижскую компанию Constructions industrielles de la Méditerranée («Промышленные сооружения Средиземноморья») – ту самую, что является современной правопреемницей компании, построившей в Тулоне миноносец «Геленджик» – Forges et chantiers de la Méditerranée («Кузницы и верфи Средиземноморья»), заместитель генерального директора предприятия Франсуа Дарпас прислал нам фотографию из альбома их заводского музея. С фотографии с золотым тиснением на нас смотрит тот же миноносец, правда, отснятый с другого ракурса. Фото сопровождается уникальными характеристиками корабля на его первых испытаниях.