В этом году исполняется 105 лет одной из самых трагических дат в истории казачества. 24 января 1919 года было опубликовано письмо за подписью Якова Свердлова, положившее начало расказачиванию.
Политика советских властей того времени была направлена на лишение казачества его самобытности, культуры, традиций и экономической базы. За 10 лет после принятия директивы с территории Кубани депортировали 9 тыс. казачьих семей – около 45 тыс. человек.
Уроки жизни
Не удалось избежать репрессий и казачьему роду Сопневых. Его историю рассказал Иван Сопнев, один из тех, кто стоял у истоков создания геленджикского казачьего общества в 1989 году.
– Предки мои жили в городе Хадыженске Апшеронского района, – рассказывает Иван Семёнович. – Времена тогда были тревожные. Достаточно было найти в доме шашку или кубанку, чтобы отправить человека на расстрел, а всю его семью в ссылку. В 1933 году моих деда с бабушкой погрузили на телегу и увезли. С тех пор о них никто ничего не слышал. Их дочери, Анна, Варвара и Ульяна, к тому времени были замужем, поменяли фамилию. Их семьи не тронули. Сыну Семёну удалось скрыться в горах, благодаря этому он остался в живых. После долгих скитаний Семён перебрался на Украину. Там он встретил свою любовь, женился, в семье родились 11 детей.
Я был девятым по счёту. Жили в Николаевской области, там в школе преподавали на украинском языке. Но дома мы говорили только на русском, точнее, балакали на смеси русского и украинского. Отец считал, что негоже забывать свои корни.
Росли мы в большой семье дружно. Этому учил отец. Помню, как он с гордостью носил кубанку и объяснял нам, что казаки – это первые защитники своей Родины. Учил стоять друг за друга, переносить боль, быть выносливым. Когда ходили за дровами в лесопосадку, бревно на плечах нужно было нести до самого дома, не останавливаясь. Если подрались, то драчунов нужно сначала растащить, а потом уже, по справедливости, разобраться, кто прав, кто виноват. Это были хорошие уроки, они очень пригодились в жизни.
Судьба казака
С Украины семья Сопневых перебралась в станицу Кубанскую Апшеронского района. После окончания школы приехал туда Иван. Пытались восстановить документы на родовой дом Сопневых, но не получилось. Во время войны архивы разбомбили. В архивах Москвы и Санкт-Петербурга тоже никаких следов не нашлось.
После окончания школы Иван поступил в Волгоградское училище механизаторов, после чего работал по распределению в колхозе. Он до сих пор бережно хранит книжку колхозника, где проставлено число отработанных трудодней.
В октябре 1970 года Ивана Сопнева призвали в армию. Прошёл курс молодого бойца в грузинском городе Ахалцихе, потом школу пограничников в Сухуми и отбыл к основному месту службы на финскую границу в Эстонию. А после службы вернулся на Кубань. Окончив Нефтегорское училище, начал трудовую деятельность нефтяником, потом механизатором в совхозе «Дивноморский».
Поскольку к труду и дисциплине был приучен с детства, в 25 лет получил свою первую медаль победителя социалистического соревнования.
В посёлке Светлом обосновался брат Николай. Приехал Иван в гости к брату и тут же, в посёлке, встретил свою Нину. Получилась крепкая семья, родилась дочь Ольга, которая сейчас живёт в Дивноморском.
Работая нефтяником, Иван ездил по всей Кубани. При общении с местным населением очень интересно было наблюдать, что в каждой станице, в каждом населённом пункте свой диалект, свой быт, своя культура.
Как-то в ДК Геленджика выступал Кубанский государственный казачий хор. Иван Сопнев был так впечатлён выступлением, что в тот же день записался в казачий хор Геленджика. И пел там много лет. Он бы и в государственный хор петь пошёл, только в Краснодар ездить далековато.
– По городу я всегда ходил в казачьей форме, не признавал гражданской одежды и очень гордился тем, что я кубанский казак, – продолжает рассказ Иван Семёнович. – В 1989 году Юрий Александрович Соловьёв, который стал первым атаманом Геленджика, предложил мне создать геленджикское казачество. Стали собирать казаков по всем станицам. В 1990 году написали проект устава, пошли регистрировать. Но прокурор отказался его подписать из-за того, что казачья форма предусматривает ношение холодного оружия.
В конце концов, с помощью юристов, нашли документ, где ещё Сталин подписал указ о том, что казаки при ношении национальной формы одежды имеют право на ношение кинжала и шашки. После этого устав был подписан. А меня в 1996 году избрали атаманом. На этой должности я был до 1999 года. Учили молодёжь, рассказывали им историю и принципы казачества.
Крым наш!
В 2014 году, когда решалась судьба Крыма, а нацисты готовили государственный переворот, казаки поехали на границу по зову сердца. Люди казачьего сословия не ждут, пока попросят или подтолкнут в спину, они идут первыми на самые сложные участки. К тому времени на Украине прошёл уже не один майдан, прогремели трагические события в Одессе. Нельзя было допустить, чтобы всё это безобразие затронуло российские территории. Собралось много казаков, кубанских, ростовских, донских. Они перекрыли участок границы и держали ситуацию под контролем до самого референдума. Позже председатель Республики Крым поблагодарил всех, кто помогал отстаивать справедливость, наградил медалями.
Сейчас много казаков служат в зоне СВО, так они воспитаны – ставить интересы Родины выше собственных.
Иван Семёнович Сопнев сегодня один из самых уважаемых казаков Геленджика. На общем сборе геленджикского казачьего общества он был избран председателем Совета старейшин города. И уже 2 года является секретарём Совета старейшин Черноморского округа – от Анапы до Сухуми.
– На сегодня я остался один из всей большой семьи. Но на этом казачий род не прерывается. Есть двое внуков, трое правнуков, которых воспитываем в лучших казачьих традициях. Я готов передать им свои знания, заслуженные регалии, именное оружие. А если Родина призовёт, готов и сам, несмотря на возраст, отправиться на СВО, – говорит Иван Сопнев.
Инна КУЗНЕЦОВА