ИсторияСтатьи

Геленджикская объездная: как все начиналось

В этом году геленджикская объездная дорога, «верхняя», как её называют геленджичане, отмечает 45-летний юбилей с начала строительства.

Мало кто, пролетая по ней над городом, знает историю реализации этого масштабного проекта, благодаря которому сегодня Геленджик не находится в плену многокилометровых пробок.

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства мы хотим рассказать историю о тех, кто придумал и построил эту дорогу, а также о трудностях, которые им пришлось преодолеть.

От идеи до реализации

Геленджик, который мы знаем сегодня, сильно отличается от того, каким он был ещё 60 лет назад. В то время граница города проходила от больницы на улице Луначарского (ныне – проспект Геленджикский) до остановки «ДЭУ» на улице Островского.

Говоря о 1950–1960-х годах, старожилы всегда вспоминают, как остро стояли тогда на курорте вопросы городского и пригородного транспортного сообщения, а также асфальтирования улиц и дорог.

С каждым годом в наш город приезжало всё большее число отдыхающих, росла интенсивность движения и грузоподъёмность автомобильного транспорта. Но самое главное – через центральную часть города до сих пор проходила магистральная автомобильная дорога общегосударственного значения Новороссийск – Батуми, что было небезопасно для жителей и наносило вред экологии.

В марте 1960 г. в Краснодарском крае было принято постановление «О мерах по усилению темпов строительства автомобильных дорог», которым был утверждён перечень тех из них, что в первую очередь подлежали строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Очевидно, в указанный перечень вошла и автодорога Новороссийск – Батуми на территории Геленджикского района. Здесь реконструкция шоссе предполагала прокладку новых участков дорог через горные перевалы (Михайловский и Пшадский), а также в объезд населённых пунктов (Геленджик и Кабардинка), спрямление ряда отрезков трассы, постройку новых мостов через реки и ручьи и др.», – отмечает в своей работе «Дороги и тропы Большого Геленджика» краевед Юрий Митрофаненко.

Впервые о строительстве дороги в обход Геленджика всерьёз заговорили в 1962 году. В сентябре для этих целей горисполком утвердил постановление об отводе земельного участка площадью 91 гектар на северо-восточной окраине города. А уже через четыре месяца была готова проектно-сметная документация. Однако дальше дело не пошло – решение вопроса застопорилось, и вернулись к нему лишь спустя 3,5 года.

Так, летом 1966 года Геленджикский горисполком попытался включить строительство объездной дороги в план на 1967-1968 годы. Но и в этот раз проекту не суждено было сбыться – его отложили ещё на десять лет.

Реальные сдвиги в этом и многих других наболевших вопросах начались после избрания Николая Погодина первым секретарём Геленджикского горкома КПСС. При новом руководителе курорт стал активно развиваться: было построено большое количество объектов инфраструктуры, обустроены приморские пляжи и лесопарки. И, конечно, было проложено большое количество автодорог, в числе которых – объездная.

Зинаида Смоляниченко и Иван Ходич на встрече с журналистами «Прибоя».

Дорога в женских руках

Говоря об одной из ключевых дорог города, нельзя не упомянуть человека, который был непосредственно причастен к её созданию на всех этапах, а также внёс свой вклад в прокладку множества других дорог курорта.

Мы говорим о Зинаиде Фёдоровне Смоляниченко, которая в 1959 году начала свою карьеру в ДСР-3 (впоследствии ДРСУ-3) в должности десятника. Именно так еще с царских времен и до 1962 года назывались мастера-дорожники.

«Я тогда только вышла на работу, и с фронта вернулись мастера-прорабы, которые ещё много лет после войны восстанавливали дороги и мосты. Это были настоящие практики своего дела и интересные люди, общение с которыми стало для меня, вчерашней студентки, бесценным опытом», – вспоминает Зинаида Фёдоровна.

На курорте юная свердловчанка Зиночка оказалась 65 лет назад после окончания автодорожного техникума с отличием. Сначала волею судьбы она одна со всего потока попала по распределению в Краснодар, а позже и в Большой Геленджик, начав свою трудовую деятельность в Архипо-Осиповке. Отличилась наша героиня в первый же день, придя на асфальтобетонный завод в белых перчатках.

Она росла с бабушкой, а та всегда твердила о том, что девушка должна быть красивой при любых обстоятельствах. Вот Зина и надела на работу всё самое лучшее! Тогда же юную девочку прозвали «Зиной Фёдоровной». Это милое обращение от близких друзей в свой адрес она слышит до сих пор. И, кстати, продолжает следовать бабушкиному наказу даже в свои неполные 85.

В общей сложности Зинаида Фёдоровна проработала в ДРСУ-3 более 60 лет. Она застала всех четырёх руководителей предприятия, постепенно становясь старшим мастером, потом прорабом, а затем и начальником планово-производственного отдела, которому отдала 45 лет трудового стажа.

Геленджикская стройка века

В сентябре 1976 года гор­исполком Геленджика принял очередное решение об отводе земельных участков общей площадью 78,94 гектара под строительство автодороги в обход города. Эта миссия была возложена на геленджикское ДРСУ-3 «Азово-Черноморское управление дорог» («Азчерупр­дор»), руководителем которого в то время был Анатолий Смолокуров.

Во второй половине 70-х годов Геленджик продолжал активно строиться, благоустраиваться и развиваться. За год сюда приезжало до полутора миллионов советских тружеников, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье.

С течением времени город всё острее нуждался в строительстве объездной. Она бы избавила курорт от интенсивного автомобильного движения, идущего по основным магистралям, и связанных с этим неприятностей в виде загрязнения воздуха, шума моторов и аварийной обстановки на дороге.

Строительство объездной дороги.

Вот что писали в апреле 1979 года в нашу газету бульдозеристы ДРСУ-3, когда начались первые строительные работы:

«Предстоит перекидать сотни тысяч кубометров земляного и скального грунта. Кроме того, трасса пересекается во многих местах различными коммуникациями – водопроводными, газовыми, электрическими, линиями связи. В общем, поработать придётся много».

Сперва на отведённом участке необходимо было вырубить лес. Этим занималась специализированная организация – механизированное лесное хозяйство. Затем к выполнению взрывных работ по договору приступил новороссийский «Союзвзрывпром».

«Участок горы, на котором нам нужно было постелить земляное полотно, находился в сложнейших рельефных условиях. Он шёл по подножию склона Маркотхского хребта и состоял из скального грунта не ниже пятой категории. Это высшая, очень твёрдая категория грунта, подлежащая взрывным работам», – рассказывает Зинаида Смоляниченко.

Дальнейшей разработкой грунта рабочие занимались в две смены. Его вывозили на грузовиках и досыпали в предусмотренных проектом местах: в районах путепроводов, низменных пространствах строящейся дороги, а также на аварийных участках рек, размывающихся весной. Всего за время работ было перевезено около миллиона кубометров грунта.

Со стороны ДРСУ-3 для устройства земляного полотна работали 7 бульдозеров, два автогрейдера и моторные катки. В строительстве дороги помогали и сторонние организации, такие как СМУ-55 и «Сибжилстрой», предоставлявшие импортную технику большей мощности.

1979 год. Бригада ДРСУ-3 под руководством Юрия Белозёрова на строительстве объездной дороги.

«Устройством земляного полотна занималась бригада лучших механизаторов ДРСУ-3 под руководством Юрия Белозёрова. В то время бригада славилась на весь союз, часто удостаивалась правительственных наград и личного внимания министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР», – отмечает Зинаида Смоляниченко.

Реализацию такого масштабного проекта в советском Геленджике без преувеличения можно назвать стройкой века. Новая объездная дорога, благодаря усилиям руководства города, а также строителям, инженерам и рабочим, была успешно возведена на горе с нуля.

Вагончик для рабочих. /АВТОР : Е.З. ТОКАРЬЯН. PASTVU.COM/

Делался обход Геленджика на совесть и с заделом на будущее – уже тогда земляное полотно рабочие сооружали под первую техническую категорию, зная, что потомки однажды скажут им «спасибо» за возможность расширить дорогу до четырёх полос.

Легенды дорожного строительства

Конечно, спустя почти 40 лет с момента сдачи дороги в эксплуатацию, уже сложно назвать имена всех причастных к её строительству. Однако мы не можем не выразить глубочайшую признательность этим людям за их труд, результаты которого продолжают исправно служить нам и по сей день.

Зачастую мы даже не задумываемся о том, сколько усилий было приложено для того, чтобы миллионы водителей могли комфортно проезжать по этой дороге. Но Зинаида Фёдоровна и сегодня помнит практически каждого участника большой команды, трудившейся над обустройством геленджикской объездной. Например, электросварщика Василия Ивановича Дружинца – настоящего профессионала своего дела, посвятившего работе в дорожной организации около 50 лет.

Ещё один герой нашей статьи – Иван Ходич. Он пришёл в ДРСУ-3 в феврале 1984 года на должность заместителя начальника, когда строительство обхода Геленджика было в самом разгаре.

В день сдачи участка, 1 ноября 1985 года, Иван Владимирович был одним из членов комиссии, принимавшей дорогу в обход города. А ещё через год он возглавил дорожное ремонтно-строительное управление.

«Мне бы хотелось рассказать о ныне покойном муже Зины Фёдоровны – потомственном строителе Александре Андреевиче Смоляниченко. Это был грамотный специалист и умнейший человек, которого я сразу же пригласил на должность главного инженера, когда в 1986 году стал начальником ДРСУ, – говорит Иван Ходич. – Он не был членом партии, имел среднетехническое образование, и мне, чтобы утвердить его на должность, пришлось использовать свои горкомовские связи. Но этот человек был действительно легендой и посвятил дорожному делу всю свою жизнь».

Эхо войны

Герои нашей статьи – это люди, которые творили историю курорта своими руками. Многие из тех, кто строил объездную дорогу, работали бок о бок с фронтовиками, а некоторые и сами прошли всю войну.

Даже спустя почти 80 лет после Великой Победы мы всё ещё находим снаряды времён Великой Отечественной войны. Что уж говорить о 1980-х годах! Делясь своими воспоминаниями с «Прибоем», Зинаида Фёдоровна и Иван Владимирович хорошо помнят, сколько бомб в этот период нашли бульдозеристы.

«Когда мы занимались спрямлением дороги от Кабардинки в сторону Новороссийска, то выкапывали огромное количество бомб, – делится Иван Ходич. – Мы сразу же звонили в военкомат и вызывали минёров, но ждать их приходилось очень долго – иногда до месяца. Наши бульдозеристы работали филигранно: несмотря на все трудности, они продолжали трудиться, и через месяц бомба оказывалась в пяти-шести метрах от поверхности. Всё вокруг было выбрано: оставался только каменный столб, на котором сверху лежала бомба. А некоторые даже брали их и сталкивали с обрыва».

«И они взрывались, – добавляет Зинаида Смоляниченко. – Значит, сверху кто-то берёг нас, правильно?»

Конечно, хоть объездная дорога и была масштабным проектом, эти люди продолжали трудиться и на других дорожных объектах. Их руками были проложены сотни километров автомагистралей, расширены послевоенные дороги. И всегда это была работа в сложных рельефных условиях. Работа для будущего.

Валерия МАЙОРОВА

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"