Как отмечали Новый год в Геленджике в советское время
Ёлка, подарки, стихи, оливье… Новый год во все времена был одним из любимых детских праздников. Да и среди взрослых немало тех, кто, несмотря на возраст, искренне верит в волшебство, лучшее будущее и смотрит вперёд с надеждой.
А как геленджичане отмечали праздник в советское время? Об этом нам поведали старожилы и страницы газет.
Новогодняя реабилитация
Советские люди были вынуждены скрываться вплоть до 28 декабря 1935 года. В тот день газета «Правда» опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, где автор выразил протест простого человека, который хочет праздника и веселья. После публикации Сталин вернул людям Новый год и нарядную ёлку.
Правда, о выходных днях, к которым все мы уже так привыкли, не было и речи. Долгие годы советская власть считала Новый год исключительно детским праздником, поэтому освобождать от работы 31 декабря и 1 января взрослых людей не было необходимости. Так что на следующий день после торжества народ дружно шагал на работу.
Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днём. Связано это было с тем, что, отгуляв бурную ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме.
Новый год по-советски
Действительно, листая предновогодние подшивки советских лет, трудно не заметить, что практически каждая новость посвящена подведению итогов работы местных предприятий, совхозов и здравниц, а также их планам и социалистическим обязательствам на грядущий год.
О том, что Новый год не проходил мимо Геленджика, нам говорят как воспоминания старожилов, так и опубликованные в январских выпусках «Прибоя» фотографии детских утренников в садах. Даже в самое трудное время для ребятишек старались устроить интересное и запоминающееся празднование, чтобы дети меньше думали о пережитой войне.
Так, в историко-краеведческом музее есть снимок от 2 января 1947 года. Его в 1969 году передал бывший директор санатория «Архипо-Осиповка» И. С. Абазов. С фотографии на нас смотрят серьёзные маленькие лица с глазами, полными надежды и радости. На утренник с ёлкой и Дедом Морозом, организованный для детей колхозников в обычном табачном сарае, кто-то из малышей даже пришёл в костюме.
Выпуски нашей газеты времён оптимистичных 60-х пестрят заметками о том, как праздновался Новый год в образовательных учреждениях. Это и ёлка в Доме пионеров, и всевозможные утренники в школах и детских садах.
Например, в статье газеты «Рассвет» от 10 января – так называлось наше издание в 1964 году – журналисты рассказывали, как отдыхали в Кабардинке дети в новогодние праздники:
«Интересные утренники и новогодние ёлки состоялись в восьмилетней школе № 7, детском санатории, школе-интернате. В поселковом клубе состоялся большой новогодний бал-маскарад».
А уже в 1970-е годы Новый год в Геленджике отмечали весело. Работали рестораны «Платан» и «Яхта». Для ветеранов во Дворце культуры курорта устраивали предновогодние «Огоньки», заканчивающиеся танцами и коллективным пением «Геленджикского вальса» на слова поэтессы Ксении Ярцевой.
Самый любимый семейный праздник
Своими воспоминаниями о праздновании Нового года в советском Геленджике с «Прибоем» поделилась одна из старейших врачей курорта – Александра Антоновна Лихачёва, посвятившая всю жизнь практической медицине:
«Для нашей семьи новогодние праздники всегда были самыми любимыми, поскольку мой покойный муж, Герман Владимирович, родился 31 декабря, в канун Нового года, а я появилась на свет перед Старым Новым годом, 13 января. К торжеству мы готовились всей семьёй с большим энтузиазмом и радостью».
Александра Антоновна вспоминает, что ёлку в ту пору нужно было ещё «достать». Тогда это слово было рядовым практически для всех товаров, однако посадки берегли особенно трепетно:
«От побережья до Маркотхского хребта были только камни и колючки, так что люди целыми бригадами вручную высаживали сосны. Геленджик был не таким красивым, как теперь. Мне скоро будет 90, и я с уверенностью могу сказать, что сейчас жители не могут по достоинству оценить всю красоту современного курорта. Я считаю, что местные должны больше ценить руководство нашего города, которое способствует тому, что с каждым годом Геленджик становится всё краше».
Относились иначе и к подаркам. У советских людей не было больших претензий или ожиданий, они радовались даже самому маленькому знаку внимания, сделанному от души.
Александра Лихачёва вспоминает, как в новогодние праздники почта приносила на территорию больницы письма, поздравительные телеграммы и открытки целыми мешками. Они предназначались не только сотрудникам, но и пациентам.
Время перемен
С развалом СССР в 1991 году борьба с религией прекратилась, и в дома россиян вернулось Рождество – 7 января объявили нерабочим днём. Ещё через два года людей освободили от работы и 2 января. А на обложке «Прибоя», датированной 7 января 1995 года, красуется надпись: «С Рождеством – всех верующих! А неверующих с трёхдневным отдыхом!»
В те «лихие» годы главная ёлка курорта находилась у фонтана перед кинотеатром «Буревестник». Конечно, люди отмечали праздник во все годы, однако в газете за 1995 год упоминаний о широких гуляниях нет. Одной из наиболее острых тем тогда была чеченская кампания.
Начало нового тысячелетия особенно ярко запомнилось геленджичанам тем, что «миллениум» впервые встречали на Центральной площади всем городом.
«Местные жители пришли на главную площадь в масках и карнавальных костюмах, а работники культуры организовали зрелищное представление. В ту ночь вся администрация города переоделась в сказочных персонажей, и даже бывший глава курорта Сергей Озеров пришёл в костюме «Мистера Х», – вспоминает директор Дома культуры с 1984 по 2001 год Наталья Щурова.
С тех пор Центральная площадь уже четверть века является местом сбора для тех, кто не хочет всю ночь просидеть дома перед телевизором. Вместо этого геленджичане встречают Новый год у главной ёлки как одна большая дружная семья.
Наступающий 2025 год, как и два предыдущих, наша страна отмечает в условиях специальной военной операции. Это не время для широких гуляний и пышных торжеств, поэтому глава курорта Алексей Богодистов призвал жителей отнестись с пониманием ситуации и воздержаться от запуска пиротехники.
Важно не забывать, что все мы собираемся за праздничным столом и устраиваем праздники детям только благодаря тем ребятам, которые прямо сейчас защищают интересы России на передовой. Их новогоднее меню далеко не так разнообразно, как наше, а вместо тепла родного дома в окопах их греют мысли о родных и близких.
Примечательно, что уходящий 1994 год, как и наш 2024, проходил под эгидой «Года семьи».
Валерия МАЙОРОВА