В Геленджике будут публиковать Письма Победы

К изданию готовится книга «Мы письма как летопись боя, как хронику чувств перечтем…». Выпуск издания приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Пресс-служба администрации Геленджика и Геленджикский историко-краеведческий музей планируют серию публикаций из книги. В фондах музея хранятся сотни писем, отправленных геленджичанами в годы войны. Сотрудники музея постарались проследить судьбы жителей города, участников различных сражений, через их письма родным, друзьям, любимым.
Первая публикация посвящена обороне Брестской крепости — один из первых и, пожалуй, самых драматичных эпизодов начального периода Великой Отечественной войны, который стал символом героизма и мужества. Воинов, сражавшихся там, называют непокоренными. Нападение на рассвете 22 июня 1941 года было внезапным. После сильнейшей артиллерийской бомбардировки началось наступление немецких войск.
Подразделения двух стрелковых дивизий, пограничного отряда и батальона войск НКВД (около 7 тыс. человек) защищали крепость против 17 тыс. немецких солдат. Защитники крепости были плохо вооружены, не имели достаточных запасов боеприпасов, испытывали недостаток воды, продовольствия, медикаментов.
Большинство защитников Брестской крепости погибли, некоторые попали в плен, лишь небольшая часть смогла прорваться к партизанам или выйти к линии фронта. Брестская крепость была освобождена советскими войсками в ходе Белорусской операции 1944 г. В мае 1965 г. крепости было присвоено звание «Крепость-герой».

В музее курорта хранятся воспоминания о Николае Георгиевиче Мищенко, геленджичанине, защитнике Брестской крепости, погибшем в первый день войны. Воспоминания были записаны его невестой Валентиной Филипповной Лысенко. Письма Николая, к сожалению, она не сохранила: в декабре 1941 г., закончив курсы радиотелеграфистов, была направлена на фронт — служила радиотелеграфистом 78 отдельного полка связи 46 Армии СКФ.
О чем же, по воспоминаниям Вали, писал ее жених?
В мае 1940 года Николай должен был вернуться из армии, но написал Вале, что его перевели в крепость Брест, что служит он с хорошими товарищами.
В мае 1941 года Николай писал невесте, что скоро они не увидятся, так как, возможно, начнется война и он со своими товарищами, конечно же, встанет на защиту Родины.
По радио Валя слышала, как стойко защищались бойцы Брестской крепости. Писем от Коли больше не было. В военкомате Вале говорили, что он пропал без вести.
О том, как погиб Николай, семья узнала от писателей Сергея Бобренка, участника обороны, и Сергея Смирнова, которые по крупицам восстанавливали события тех дней обороны Брестской крепости: Николая завалило обрушившейся от взрыва стеной крепости.
В 1970 году сестра Коли Вера с младшим братом поехала в Брестскую крепость поклониться Коле. В Бресте им показали место, где служил Коля и где погиб. На мемориале они увидели имя: «Николай Мищенко», сообщает пресс-служба администрации Геленджика.