История

Окно в старый Геленджик. Как англичане взорвали миноносец с именем нашего города

Пожелтевшее фото ми­ноносца под названием «Геленджик», сделанное в 19 веке, прислал в редакцию наш постоянный читатель Алексей Смоляни­нов. Он попросил нас разузнать историю этого корабля. Особенно его интересова­ло, бывал ли тезка у берегов Геленджика.

ТЕЗКА ГОРОДА

Алексей рассказал, что фото он нашел в Интернете случайно, как выяснилось, сни­мок был сделан в далеком 1884 году во французском порту Ла Сен, что в приго­роде города Тулон, сразу после постройки корабля.

Но нам этот миноносец оказался знаком: «Прибой» несколько лет назад упоминал об этом корабле в публикации о выставке художника Александра Завалия в Гелен­джикском историко-краеведческом музее, где были представлены десять картин с су­дами, носившими имя нашего города. Сре­ди них был и легендарный миноносец «Геленджик».

— Это родоначальник класса миноносцев, построенный во Франции по заказу России, — делился в материале Завалий. — Здесь во­плотились самые современные на тот мо­мент достижения в судостроении. В Первую мировую войну этот корабль находился в составе Черноморского флота. А в Граждан­скую воевал под разными флагами – Белой гвардии, Антанты, Германии, Красной армии.

ИСТОРИЯ МИНОНОСЦА

За более подробной ин­формацией о «Геленджике» мы обратились в отдел информационного обеспече­ния Черноморского флота.

— «Геленджик» действи­тельно был одним из пер­вых миноносцев Российско­го имперского флота, — рас­сказали нам архивариусы. — Корабль был заказан в 1882 году в рамках судостроитель­ной программы специаль­но для Черного моря. 1 июля 1883 года он был зачислен в списки судов Черноморского флота и построен в 1884 году на Тулонской судоверфи.

15 ноября 1907 года был выведен из боевого соста­ва флота, разоружен и сдан Севастопольскому военно­му порту на хранение. В 1910 году прошел капитальный ремонт главных механизмов и корпуса, затем переклас­сифицирован в тральщик. С 12 октября 1916 года «Гелен­джик» стал уже посыльным судном. В период Первой ми­ровой войны использовался для обеспечения действий сил флота и боевого трале­ния на подходах к Севастопо­лю. После октябрьских собы­тий 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота и находился в Сева­стопольском военном порту на хранении.

1 мая 1918 года был захва­чен германскими войска­ми, а 24 ноября 1918 года — англо-французскими ин­тервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского ко­мандования, был полно­стью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобож­ден войсками советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.

После освобождения Се­вастополя частями Крас­ной армии в строй не вво­дился и в 1922-1923 гг. сдан Комитетом госфондов для разборки. В 1925 году ис­ключен из списков судов Рабоче-крестьянского Красного флота.

ОДНОЗНАЧНО ЗАХОДИЛ!

— Я нашел интерес­ную подробность, которая касается этого миноносца, — делится с «Прибоем» по телефону москов­ский историк Алек­сандр Дашьян. — Из четырех подобных ко­раблей, заказанных для постройки в раз­ных странах, «Гелен­джик» оказался са­мым дорогим. По кон­тракту он стоил 340 тысяч франков (или 113 тысяч рублей золо­том), а другие – от 250 до 275 тысяч. Скорее всего, это связано с тем, что его собратья были на порядок ти­хоходней и уступали по качеству сборки.

Уникальность дан­ного миноносца со­стояла в том, что он имел специально за­щищенный винт от попадания на мелко­водье.

Хочу добавить, что достоверно извест­но, как в апреле 1919 года «Геленджик», за­хваченный англича­нами, был выведен из строя. Вояки Туман­ного Альбиона взор­вали именно паровую машину, хотя в те го­ды судно какой-то бо­евой ценности уже не представляло.

Вы спросите, поче­му минное судно на­звали в честь ваше­го города и бывало ли оно в Геленджикской бухте? На тот момент российские заказчи­ки называли кораб­ли именно в честь небольших примор­ских городов: «Ялта», «Поти», «Гагры», «Су­хум»… Каждую весну практическая эскадра обходила буквально все Черноморское по­бережье с целью по­казать местным жи­телям, что они хоро­шо защищены с моря. Уверен, что в ваш го­род одноименный ко­рабль заходил неод­нократно.

Александр БОЧНЕВ.

P.S. В ответ на наш запрос в па­рижскую компанию Constructions industrielles de la Méditerranée («Промышленные сооруже­ния Средиземноморья») – ту самую, что явля­ется современной правопреемницей компа­нии, построившей в Тулоне миноносец «Гелен­джик» – Forges et chantiers de la Méditerranée («Кузницы и верфи Средиземноморья»), заме­ститель генерального директора предприятия Франсуа Дарпас прислал нам фотографию из альбома их заводского музея. С фотографии с золотым тиснением на нас смотрит тот же миноносец, правда, отснятый с другого ракурса. Фото сопровождается уникальными характеристиками корабля на его первых испытаниях.

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"