У страха глаза велики: как побороть волнение перед ЕГЭ?

На дворе уже февраль. Идёт вторая половина учебного года. А это значит, что с каждым днём у выпускников остаётся всё меньше времени до «момента истины». ЕГЭ всё ближе, эмоциональная обстановка накаляется и в школе, и дома. Так что волнение и беспокойство постепенно становятся неизменными спутниками каждого ребёнка.
В этой статье постараемся разобраться, почему госэкзамен каждый год вызывает у школьников столько страха. Вместе с клиническим психологом Марией Афониной будем учиться управлять стрессом, чтобы помочь детям победить нарастающую перед важным событием тревожность.
А ещё обсудим с выпускниками 2025 года современные способы подготовки к экзаменам, их достоинства и недостатки.
Так ли страшен ЕГЭ, как его малюют?

Все, кто оканчивал школу до введения обязательного ЕГЭ, помнят, как в выпускном классе проходили сразу два тяжёлых испытания. Сначала сдавали устные и письменные экзамены практически по всем предметам, а затем начинали готовиться к вступительным в вуз.
Сегодня требования гораздо проще: сдаются лишь две обязательные дисциплины и одна – по выбору. Получается, если подготовки стало в два раза меньше, то и стресса тоже? Но почему тогда страх перед ЕГЭ охватывает школьников чуть ли не с первого класса, вызывая панику и ужас?
Как ни странно, у такого парадокса есть своё объяснение. Любой экзамен – это лотерея. Однако в случае с Единым госэкзаменом ни один педагог или репетитор не даст даже самым подготовленным детям точной гарантии, что, если они освоят определённый объём знаний, то получат 100 баллов.
Ведь часто бывали случаи, когда те, кто действительно увлечён предметом и знает гораздо больше школьной программы, «не попадает» в правильный ответ. Иногда учителя напрямую говорят ученикам о том, что не надо быть умнее ЕГЭ. Нужно чётко понимать, какой ответ ждут составители вариантов.
Так происходит потому, что нынешние задания гораздо проще, чем те вопросы, что задавали раньше на вступительных экзаменах в вузы. Они требовали олимпиадного, а не школьного уровня знаний. Сейчас варианты рассчитаны на то, что отвечающий понимает не столько предмет, сколько саму систему. Проблему можно решить только путём «нарешивания» и тренировок.
В родной школе и стены помогают
Ещё один важный момент заключается в том, что раньше выпускные экзамены дети сдавали в стенах родной школы. Знакомые с детства учителя нередко помогали воспитанникам, из-за чего проверка знаний была довольно субъективной. Сейчас же ЕГЭ сдают в других школах, да и вообще оно стало синонимом строгого контроля.

«Мы действительно сдавали гораздо больше экзаменов, но без такого сильного давления и стресса. Нас не обыскивали с металлоискателем, не было видеокамер. За шпаргалки, конечно, ругали, но чтобы выгоняли с позором, и ещё год не давали возможности пересдать предмет – такого не случалось никогда», – делится с «Прибоем» Анна Савиченкова, мама одного из 11-классников курорта.
Ещё одна причина такого сильного стресса у детей в период сдачи ЕГЭ обуславливается тем, что возможная неудача на экзамене и непоступление в вуз мечты воспринимается как «конец жизни».

Масла в огонь нередко подливают порой излишне обеспокоенные будущим чада родители и нуждающиеся в высоких показателях успеваемости учителя.
«В нашей школе сложилась уникальная атмосфера: нас не запугивают экзаменами, а наоборот, стараются облегчить этот период. Учителя, завучи и администрация – все готовы помочь нам, как выпускному классу», – делится с «Прибоем» ученица 11 класса Александра Николаева.
Выпускница признаётся, что испытывает некоторый стресс перед ЕГЭ, но с усиленной подготовкой к экзамену пока не торопится:
«Кажется, будет, как с ОГЭ: я начну заниматься в полную силу только в последние месяцы. В 9 классе это сработало, и я хорошо сдала экзамены без особого напряжения. Но будет ли так же с ЕГЭ – большой вопрос. С другой стороны, я сдаю те же предметы, что и в 9 классе, поэтому уверена, что справлюсь. Английский язык – это тот экзамен, к которому я испытываю не страх, а огромный интерес. Мне любопытно, какие тексты и темы будут предложены».
Без паники и срывов

По словам клинического психолога Марины Афониной, более 50% российских школьников испытывают сильный стресс из-за предстоящих экзаменов:
«Вторая половина, вероятно, тоже волнуется, но переживает другой вид стресса. Он называется эустресс и является полезным, или оптимальным. Мы можем испытывать его в ожидании важного события или во время подготовки к выступлению. Этот уровень стресса не только не вредит нам, а, скорее, мотивирует, вдохновляет, помогает сосредоточиться и достичь наилучшего результата».
Специалист отметила, что подросткам важно сохранять оптимальный уровень стресса во время подготовки к ЕГЭ. Но это непростая задача: ресурсы организма истощаются, накапливается усталость и негативные эмоции. И тогда полезный стресс превращается во вредный, или, как его ещё называют, дистресс.

Как же не допустить превращения полезного стресса в мешающий и вредный? Начнём с основ. Проведём аналогию с компьютерами: у каждого из них есть материально-техническая часть, или, проще говоря, «железо», и программное обеспечение, которое обрабатывает информацию.
Если в компьютере установлено превосходное ПО, но «железо» устарело или повредилось, даже самая лучшая программа не будет работать эффективно. То же самое происходит с организмом: невозможно помогать своей психике, имея проблемы с физическим состоянием.
«Подготовка к ЕГЭ – это не спринт, а, скорее, марафон, требующий грамотного распределения ресурсов. Чтобы дольше оставаться в зоне полезного стресса, важно помнить о базовых потребностях организма.
Полноценный сон – не менее 7-8 часов – основа для продуктивной работы мозга. Не стоит жертвовать им ради дополнительных занятий или решения тестов. Выбор в пользу сна – залог ясности ума.
Полноценное питание также играет важную роль. Регулярный завтрак, обед и ужин обеспечивают организм энергией, необходимой для концентрации и запоминания информации.
Физическая активность тоже помогает поддерживать баланс. Регулярные упражнения способствуют снижению уровня стресса и улучшению настроения», – утверждает Марина Афонина.
В погоне за высокими баллами многие забывают о важности хорошего самочувствия, однако оно имеет не просто огромное, а порой и определяющее значение. Именно поэтому в период интенсивной подготовки к ЕГЭ подростку крайне важно не забывать заботиться о себе комплексно.
«Родителям нужно сначала спросить у своего ребёнка, как он себя чувствует, успел ли пообедать, получилось ли у него выспаться, не хочет ли он прогуляться. И только после этого интересоваться баллами по пробнику и занятиями с репетитором», – советует психолог.
Простые правила
Чтобы справиться с насыщенным графиком, важно грамотно организовать режим дня. Вот несколько простых советов, которые Марина Афонина предлагает запомнить.
«Правила числа 1»:
После школы обязательно устраивайте перерыв не менее одного часа;
В день занимайтесь только с одним репетитором, чтобы избежать перегрузки;
Прекращайте занятия за один час до сна. Не ложитесь спать сразу после выполнения домашних заданий;
Выделите один полноценный выходной в неделю;
Один раз в месяц можно пропустить школу по семейным обстоятельствам и устроить себе дополнительный отдых.
Вот ещё один совет для родителей: помогите подростку составить план самостоятельной подготовки. Несмотря на то, что выпускники – люди уже достаточно взрослые, навыки планирования и тайм-менеджмента у них развиты пока не так хорошо, как у взрослых.
«Покажите ребёнку, как может выглядеть его расписание. Подчеркните, что в него обязательно нужно вписать не только время учёбы, но и отдыха, тренировок и любимых занятий. Когда есть чёткий распорядок, это помогает успокоиться и снизить стресс», – советует Марина Афонина.
Выполнение этих несложных правил поможет эффективно распределить нагрузку и сохранить силы для учёбы и других занятий.
Чего точно делать НЕ надо
Фраза «ты не сдашь ЕГЭ» звучит, как самый настоящий приговор, усугубляя и без того напряжённое состояние подростка. Говорить её точно не стоит, даже если вам кажется, что она поможет замотивировать или как-то подстегнуть вашего выпускника. Скорее всего, она будет иметь обратный эффект.
Главная задача родителя – помочь ребёнку почувствовать себя спокойнее. И запугивание негативными последствиями плохой сдачи экзамена здесь точно не сработает. Не надо говорить, что он не поступит в вуз, устроится на непрестижную работу или пойдёт в армию. Это также деструктивно, как и завышенные ожидания от результатов ЕГЭ.

Не нужно давить на своего выпускника, ожидая определённого результата в виде баллов. Избегайте категоричных высказываний о том, что его ждёт только топовый вуз или работа курьером, если баллов будет недостаточно. Тотальный контроль так же плох, как и полное отсутствие внимания.
Для ребёнка очень важен позитивный настрой взрослых, хорошая поддержка и реалистичная оценка его возможностей. Не нужно от него требовать невозможного, и тогда, быть может, он вас даже удивит.
«Необходимо обсуждать различные варианты развития событий после экзаменов. Например, можно рассмотреть возможность поступления в один вуз на бюджет, а в другой – на платное отделение, или пойти в колледж. Можно взять год перерыва или учиться на вечернем отделении. Важно дать понять ребёнку, что вариантов развития событий – бесчисленное множество. В ключевые моменты принятия решений поддержите подростка и помогите ему советом», – подчёркивает специалист.

Список поддерживающих фраз, которые можно и нужно говорить детям:
«У тебя всё получится»;
«Я в тебя верю»;
«Ошибаться нормально. На ошибках учатся»;
«Если что-то пойдёт не так – мы это решим»;
«Давай посмотрим средние баллы за прошлый год?»
Как лучше готовиться к ЕГЭ?
Мир вокруг нас стремительно меняется. Жизнь становится динамичнее и насыщеннее с каждым годом, и в этой гонке со временем многие привычные вещи начинают меняться. Не остаётся в стороне даже такая важная сфера, как образование, хотя ещё совсем недавно казалось, что очные занятия с учителем – это единственный правильный вариант.
Но в 2025 году всё больше людей выбирают онлайн-формат. Мы заказываем еду через приложения, работаем из дома, общаемся с друзьями в мессенджерах – так почему бы и учёбу не перевести в онлайн? Это же так удобно: никуда не нужно ехать, тратить время на дорогу. Открыл ноутбук – и вот ты уже на уроке.
Однако есть немало тех, кто уверен: ничто не заменит живого общения с наставником. Они считают, что эффективность очных занятий намного выше, и никакие современные технологии не смогут этого изменить.
Так кто же прав? Действительно ли онлайн-обучение – это будущее, или старая добрая «очная» форма всё ещё держит марку?

Мы решили спросить самих выпускников. Кто, как не современные подростки, лучше знает, что для них сейчас «актуально» и «в тренде»? Удивительным образом мнения разделились даже не на два, а на три варианта.
«До ЕГЭ осталось немного. Лично у меня все экзамены будут уже в мае, но, несмотря на это, я не волнуюсь, потому что уверена в своей подготовке. Что касается репетиторства, то мне больше подходит очный формат. Так, когда учитель разговаривает со мной лично, мне гораздо проще сосредоточиться на материале»,– рассказала нам ученица 11 класса Варвара Рыбакова.
Ещё одна геленджикская выпускница, Дарина Гуджиева, напротив, предпочитает онлайн-формат занятий. Она говорит:
«Заниматься очно – это прошлый век. Мне некомфортно, когда рядом со мной целый час сидит посторонний человек. Но самое худшее в этом всём то, что мне надо будет тратить много времени, чтобы ездить к репетиторам, и тогда у меня вообще не останется времени ни на что. Сейчас я занимаюсь с учителями по математике, русскому, биологии и химии. Преимущества для меня очевидны: вместо трёх часов (включая дорогу), чтобы позаниматься с одним из моих репетиторов, я трачу всего час, общаясь с ним онлайн».
А уже знакомая нам Саша Николаева, сдающая английский язык, выбрала иной путь. Она готовится к ЕГЭ самостоятельно, изучая бесплатные материалы из Интернета.
«У меня были репетиторы как онлайн, так и в обычном формате. На основе этого опыта могу сказать: всё зависит от человека. Есть такие учителя, ради которых не жалко потратить время на дорогу, ведь взамен получишь потрясающе преподнесённую информацию. Сейчас с моим уровнем понимания иностранного языка мне хватает знаний из открытого доступа. А ещё я проверяю свои способности, пользуясь онлайн-платформой с симулятором сдачи ЕГЭ. Это очень удобно: не выходя из дома, я распечатываю и заполняю реальные бланки с заданиями, которые потом проверяют реальные люди. Они же потом дают мне обратную связь. Может быть, ещё и поэтому я практически не испытываю ужаса перед предстоящими экзаменами», — рассказывает ученица.
Валерия МАЙОРОВА
Интересные факты:
8 часов – длительность рабочего дня взрослого человека;
12 часов – продолжительность рабочего дня выпускника;
7-8 часов учёба в школе + min 4 часа «вторая смена» – репетиторы, занятия в онлайн-школе, самоподготовка.