
Судьбы храмов очень похожи на судьбы людей: и имена им дают, и страдания на их долю приходятся немалые. Как и многие другие, храм в Адербиевке за время своего существования переживал благополучие и запустение, признание и забвение, поругание и возрождение. Но святость этого места никто и ничто не смогли истребить.
О прошлом и настоящем храма села Адербиевка, освященного в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца и Угодника Божия, нам рассказал его настоятель протоиерей Алексей Леонов.
– Отец Алексей, вот уже четверть века вы являетесь настоятелем этого уникального сельского храма. По человеческим меркам за этот период человек может вырастить своих детей до полной самостоятельности. Наверное, есть очень много историй и событий, которыми бы хотелось поделиться с нашими читателями?
– Наш каменный храм села Адербиевка был построен в начале XX в. Его освятили в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бар (1087), где они покоятся и поныне, поэтому Престольный день (именины) нашего храма мы отмечаем 22 мая. Помимо этого, также нашими храмовыми праздниками являются Рождество Николая Чудотворца (11 августа) и Представление (окончание земного пути) Угодника Божия (19 декабря). Называя храмы в честь Святых или Евангельских событий, люди получают небесных Покровителей, которые особым образом заботятся о тех местах. Иногда это происходит незаметно, почти обыденно, а иногда – самым видимым образом. Святой Николай Угодник, Николушка, как ласково называют его люди, – один из самых почитаемых святых на Руси. Его помощь нашему Приходу была явлена не один раз.
Немного об истории. Первая деревянная церковь в Адербиевке появилась с момента основания здесь одного из пограничных поселений во второй половине XIX в. (ок. 1864 г.). Форпосты располагались почти во всех горных ущельях близ города Новороссийска и были призваны обеспечивать безопасность новороссийского морского порта, формирующегося как международный порт. По адербиевскому ущелью можно было войти прямо в Новороссийск с тыла через Шесхарис и Грушевую Балку. Место было стратегически важным, и его следовало хорошо обустроить. Чтобы закрепить здесь военных, в основном казаков и их семьи, им нарезались наделы земли.
А в то же самое время в Турции начались гонения на греков, которые с позволения русской царской власти могли заселять эти пограничные земли. Казаки и греки были единоверцами, поэтому в поселениях строились православные церкви. Первым священником в Адербиевке был грек, который не знал русского языка и богослужения совершал на греческом. Славянская часть населения, не понимая греческого языка, просила русского батюшку, который и был прислан из Херсона. К началу XX в. в деревянную церковь попала молния и спалила ее. На Приходском Совете было решено строить новый каменный храм.
– Это было достаточно смелым решением, учитывая местоположение поселения, не так ли?
– Верно. Адербиевское поселение находилось глубоко в ущелье, вдалеке от дорог. Особую помощь в строительстве оказал начальник Тайной полиции Новороссийска. Храм был построен из местной породы камня, который добывался и обтесывался в горах, а потом на подводах по бездорожью крупные готовые блоки привозили в село. Река Адерба, которую в шутку называли «33 реки», не имела постоянного русла, поэтому разливалась, как хотела, создавая большие проблемы для населения. Однако строителей это не пугало, и храм по прекрасному проекту был возведен достаточно быстро.
В 1906 году новый храм был освящен, и в нем отслужили первую литургию. Рядом со зданием храма была построена церковно-приходская 4-летняя школа. Храм относился к Черноморской епархии (территория от Херсона до Батуми с центром в Сухуми). Покровительство Николая Чудотворца начало ощущаться сразу. Несмотря на отдаленное место, Приход этого храма стал занимать первые места, как говорится, по всем номинациям (по архитектуре, росписям, пению (имелся прекрасный хор мальчиков), образовательной деятельности и другим аспектам.
– Батюшка, коснулось ли Свято-Никольского храма безбожное время?
– Хотя гонения на веру на юг пришли попозже, они, конечно, коснулись и нашего храма. Закрыли его в начале 30-х годов и устроили в нем клуб (что было повсеместно принятой практикой). Там проводились различные мероприятия и партийные собрания. В алтаре соорудили президиум. Наша прихожанка Надежда Давыдова (ныне покойная), прожив более 90 лет, вспоминала, что лично она делала в храме: сидела в президиуме, как передовик производства и активистка, выступала с речами, а после собраний с удовольствием танцевала на вечерах отдыха, даже не задумываясь о том, что все это происходило в святом месте.
Были планы убрать храм совсем. После того как не получилось его взорвать, уникальное здание храма стали использовать как склад старого хлама. За свою долгую жизнь Надежда повидала и благолепие храма, и его уничижение, и поругание, довелось дожить и до возрождения. Пришло другое время, храм вернули православной общине, и Надежда, как и многие другие селяне, с таким же энтузиазмом и трудолюбием начала активно помогать в его восстановлении. Эта прихожанка больше не оставляла его вплоть до своей смерти, помогая сверх меры своих сил, прося прощение за себя и всех земляков и их былые деяния.
Елена ГИРЕЛЬ