История

Как Жюль Верн о Береговом писал

Удивительный след в истории не только Большого Геленджика, но и всего региона оставило село Береговое, которому в ноябре исполнилось 160 лет.

Новотроицкое укрепление – лагерь «Береговое»

Река Пшада – главная водная артерия Геленджикского района, она связала между собой берег моря и отдалённые черкесские селения. Аул Тлиф – Потомственное. На месте когда-то большого поселения сейчас фермерское хозяйство и одноимённая пасека «Потомственное».

На рисунке английского путешественника Джеймса Белла, 1818 год, изображена Белая Щель, где сейчас идёт строительство дороги.

В 1829 году в результате мирного Адрианопольского договора Россия получает выход к Черноморскому побережью, где с 1831 года будет построен ряд береговых укреплений. Одно из них, Новотроицкое, заложат в 1837 году возле устья реки Пшада, а чуть выше реки, у подножия горы — на развалинах римской башни, оборудуют вышку для наблюдения за морем.

Комендантом укрепления назначен Пётр Осипович Карове, который приказывает «обустроить укреплённый лагерь в четырёх верстах от морского берега с хозяйственными и жилыми постройками». Этот лагерь получит название «Береговой», а чуть позже его переименуют в «Береговое».

Казачьи поселения

Проходит почти 50 лет, и в 1864 году казачьи семьи начинают переселять с Кубани на Черноморское побережье – это была политика кнута и пряника, не всё складывалось гладко на новом месте. Поэтому комиссии от правительства приходится постоянно совершать поездки с проверками.

Один из проверяющих в своём донесении от 1 июня 1864 года напишет такие строки:

«Объехал новые станицы. Казаки сели на землю. В Береговой – 50 семей, домов турлучных – 2, полуземляных -12, земляных – 21. Запахано 4 десятины».

Но чуть ранее, в 1833 году, в этих местах побывает знаменитый путешественник-исследователь Фредерик Дюбуа де Монпере. Его связывала крепкая дружба со знаменитым писателем-фантастом Жюлем Верном. Возможно, поэтому в 1883 году выходит приключенческий роман Жюля Верна «Упрямец Керабан», где есть такие строки:

«… На побережье черноморских районов на таком приблизительно расстоянии встречается в среднем по одному посёлку, но за пределами этих жилых островков, иногда не более значительных, чем деревня или деревушка, страна почти пустынна. Торговля осуществляется только каботажниками побережья.

…В восемь часов вечера приехали в городок Геленджик. Там сменили лошадей, наскоро поужинали и в девять часов поехали дальше…»

Фото с сайта t.me/gelen_social

О путешественнике, археологе, этнографе и натуралисте Фредерике Дюбуа де Монпере и его интересных наблюдениях во время путешествия у берегов Геленджика «Прибой» рассказывал в материалах:

«Уникальную книгу покажут в Геленджике — Атлас Фредерико Дюбуа де Монпере»,

«Платановая аллея в Геленджике: от канавы до Арбата».

Появление храма

С 1870 года начнётся вторая волна переселения – это уже будут иностранцы христианского вероисповедания. Первый магазин, водяная мельница, кофейня построены семьёй греков-переселенцев Попандопуло.

В станице нельзя без храма, и в 1891 году неподалёку от бывшего молитвенного дома построен храм Николая Чудотворца, с церковно-приходской школой и приёмным покоем. Церковным старостой с 1903 г. назначили Григория Елисеевича Ильченко. Священником был Николай Николаевич Долинский, а псаломщиком — Александр Сергеевич Петрашень.

В 1912 году царь Николай II пожертвовал храму 300 руб­лей. На эти средства была построена ограда.

Сохранилась лишь одна фотография в книге Ф. П. Доброхотова, в которой церковь изображена с высоты холма, в окружении домов и деревьев, что делает её плохо различимой.

Автор указывает, что «в селении Береговом местный храм целиком построен из камня разрушенных дольменов…».

Фото из книги Ф. П. Доброхотова: вид на храм в Береговом с высоты холма

В то время церковь относилась к Сухумской епархии.

Во время грузино-абхазского конфликта 2008 года метрические церковные книги были привезены из Сухуми неравнодушными людьми в архив города Геленджика. Благодаря этим книгам можно узнать историю своих предков.

Сельскохозяйственная выставка

В 1896 году по Черноморскому побережью едет комиссия под руководством министра земледелия и государственных имуществ. В селении Береговое проходит сельскохозяйственная выставка. Вот как описывает её С. Ф. Шарапов, бывший в составе комиссии:

«Станица эта – настоящий русский культурный уголок! Красивая, небольшая церковь, хор певчих из молодых казаков в красных кафтанах… Селение всё расцвечено флагами, небольшое здание школы украшено гирляндами цветов и зеленью… Повсюду выкладываются на столы кукуруза, арбузы, фрукты… На дворе местным самоучкой-кожевенником представлены его работы… Господин Ермолов А. С. выразил глубокое удовольствие, что нашёл в таком отдалённом углу столь прекрасную культуру и просвещение.  Министр признал за этой выставкой серьёзное значение в культурном отношении и под председательством профессора Баталина вручил одну серебряную медаль общине «Криница», а три бронзовые медали присудили крестьянину Мартюку за чудное вино, мёд и кожевенную продукцию…»

Почта-телеграф

Село разрастается, и ему жизненно необходима почтово-телеграфная контора. Написав прошение генерал-губернатору Черноморского края и просьбу о содействии во Владикавказское почтовое управление, староста села получает одну тысячу рублей и необходимые вещи для обустройства почтово-телеграфной конторы, но помещения нет.

И тогда местные жители идут к греку Ставру Попандопуло, и по договору от 1 ноября 1909 года Береговское сельское общество приобретает в пользование дом Ставра в качестве почтово-телеграфной конторы.

Время испытаний

Революция 1917 года разделила село на два лагеря, многие ушли в Красную армию, а кто-то примкнул к белоказакам. Храм то закрывался, то открывался вновь, оставшиеся в селе приходили на службу, делились новостями, но к 1921 году церковь была закрыта окончательно.

На фото 1921 года казаки после службы собрались у церкви

В здании было решено устроить клуб и избу-читальню. В клубе работал театр, ставили пьесы, проводили собрания. И вот уже местная газета «Колхозное Черноморье» (ныне «Прибой») публикует небольшие заметки о жизни в селении Береговое.

После Гражданской войны в приёмном покое церкви была столовая для детей. На этом фото дети стоят у церкви после обеда.

На фото под № 1 – Петреник Алексей, № 2 – Левашов Алексей, № 3 – воспитательница Майфет Варвара, и в самом верхнем ряду рядом с девочкой в белой косынке справа стоит мама Виталия Васильевича Малесника – Александра Демьяновна Попандопуло.

В 1928 году в Береговом был образован первый колхоз в Черкесской Щели, его председателем стал Григорий Овсюк.

Развитию колхоза помешала Великая Отечественная война. В селе располагался один из фронтовых госпиталей, раненых привозили не только по дороге, но и по морю, а потом по реке.

За селом располагался временный  аэродром лёгких ночных бомбардировщиков. А к сентябрю 1942 года в Белой Щели в густой зелени начали прятаться машины-катюши. Позже они сыграют свою значимую роль во время высадки десанта Куникова.

И снова — Береговое

Лишь в 50-е годы селу вернули его название. С 1958 года на базе колхоза «Знамя Ленина» была образована четвёртая бригада сов­хоза «Михайловский Перевал». Работники совхоза были передовиками производства, а его продукция — отмечена грамотами ВДНХ.

Современное село Береговое может гордиться своими трудовыми достижениями, здесь с уважением относятся к ветеранам и ведут поисковую деятельность.

Златоглавый храм встречает раскрытыми дверями всех, а в клубе работают кружки, секции, библиотека. И выпускники школы, трудясь где-то далеко, с любовью произносят: «Моё родное Береговое!»

Наталья Коноплева, экскурсовод

Читайте также: 

К 160-летию: каким было раньше и чем живет сейчас село Береговое

На рисунках Никанора Чернецова можно увидеть Геленджик ХIХ века

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"