Общество

Как житель Геленджика провожал Гагарина

На нашем курорте живёт свидетель и участник церемонии погребения первого космонавта планеты Юрий Васильевич Казначеев. Вот что он рассказал «Прибою» о тех траурных днях.


СПЕЦЗАДАНИЕ


27 марта 1968 года Юрий Гагарин не вернулся из своего последнего полёта.


-Это было в годы моей службы в 73-м гвардейском стрелковом полку, который в шестидесятые стоял в Алабино под Москвой, — вспоминает Юрий Васильевич, к тому времени дослуживший до водителя-инструктора. — Полк участвовал в парадах и советских демонстрациях, а также выполнял спецзадания, которые касались ритуальных церемоний для работников Политбюро и других видных политических и общественных деятелей.


-В январе обычно мы получали разнарядку — там было названо, сколько необходимо подготовить водителей для сопровождения церемоний. Вот я их и «обкатывал» на полигоне в Алабино, отбирал лучших.


Когда сообщили, что 27 марта 1968 года Юрий Гагарин с инструктором Владимиром Серегиным отправились на учебно-тренировочном истребителе УТИ МиГ-15 в полет и погибли, многие отказывались в это верить. Самолет сорвался в штопор, врезался в землю. Удар был такой силы, что пятитонная машина разлетелась вдребезги.

Юрий Алексеевич был легендой, опытнейшим асом и вдруг так банально погиб! Не верится… Помню, как командир — подполковник Степанский, построил наш полуторатысячный полк и доложил о трагедии — вдоль строя пронёсся вздох, мы склонили головы. Я вполне искренне думаю, что, когда наше поколение уйдет и рассекретят все документы, вот тогда все встанет на свои места и мы узнаем истинную причину гибели Гагарина.

НАКАНУНЕ…

За два дня до траурной процессии проводилась ночная тренировка. Ночная, чтобы меньше свидетелей и зевак было. Получив команду и точную инструкцию в штабе, Юрий Казначеев выбрал водителя — тоже по имени Юрий, фамилию сейчас не помнит, и сообщил ему об ответственном задании. Еще раз обговорили все детали.

Выехали в 24 часа 28 марта двумя БТРами: наш – основной, и резервный. Я сижу рядом с водителем, отдаю распоряжения. Когда выезжали из полка, даже светофоры с красным цветом не были помехой, рядом дежурил госавтоинспектор и давал проезд.

Подъехали к Могиле Неизвестного Солдата, резервный БТР остался у Вечного огня, а мы идем на подъем. Отрабатывали все до автоматизма. Несмотря на то что в практике лейтенанта Казначеева осечек не было, предусматривали любой исход: вдруг искра пропадет, и машина станет — ЧП мирового масштаба! Поэтому запасной БТР всегда был рядом.

Волнение небывалое даже во время тренировки, — продолжает мой собеседник. — Народу даром что полпервого ночи- собралось много, все-таки просочился слух о предстоящих похоронах.
Сама церемония похорон проходила, как и тренировка, по предусмотренному графику, с тем лишь отличием, что резервный БТР так и остался в запасе. Все расписано по секундам, напряжение неимоверное. Водитель на протяжении всего пути держал сцепление, чтобы двигаться синхронно с солдатами Кремлевского полка, шедшими по одному, строго выдерживая шаг.

В условленном месте наш БТР должен был остановиться и уйти в сторону — урну с прахом члены Политбюро, включая Брежнева, к Кремлевской стене несли сами.
Раиса СВЕТИНА.

Напоминаем

Статьи по теме

Для развития
Кнопка "Вверх"